Особенности развития и поддержки детей с нарушениями слуха
Слух - это способность организма воспринимать и дифференцировать звуковые колебания с помощью слухового анализатора. Нормальная функция слухового анализатора имеет особое значение для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое становление ребенка. При его отсутствии ребенок самостоятельно, без специального воздействия извне не может овладеть словесной речью.
Кроме того, ребенок не способен контролировать произношение различных звуков. Отсутствие или недостаточное развитие речи ведут к нарушениям в развитии других познавательных процессов, прежде всего словесно-логического мышления и словесной памяти.
Причинами нарушения слуха у детей могут быть врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недостаточное развитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы, механические травмы, наследственность, алкоголизм родителей, перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения).
Различные заболевания органа слуха вызывают различные слуховые нарушения.
При оценке потери слуха у пациента специалисты обязательно определяют пороги слуха, то есть показатели, при которых он слышит тихие звуки. Пороги слуха измеряют в децибелах (дБ) для звуков разной высоты (частоты, которая измеряется в герцах (Гц)). График зависимости порогов слуха от частоты называется аудиограммой пациента.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие устойчивое (т.е. слух восстановить нельзя), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
К нарушениям слуха относятся глухота, тугоухость, поздняя потеря слуха, которая возникает у детей в возрасте 3-4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.
Глухота - стойкая утрата слуха, при которой четкое восприятие речи невозможно. К категории глухих относятся дети, слух у которых поврежден так, что они самостоятельно не могут использовать его для развития речи, и у которых средняя потеря слуха составляет более 85-90 дБ. Глухие дети овладевают речью с помощью зрительного (чтение по губам и лицу собеседника) и слухо-зрительного (с помощью звукоусилительной аппаратуры) способов восприятия словесной речи только в процессе специального обучения.
Тугоухость - устойчивое поражения слуха, которое вызывает трудности при восприятии речи. Детей с тугоухостью называют слабослышащими или с пониженным слухом.
К категории слабослышащих относят детей, у которых повреждена слуховая функция, но слух сохранен настолько, что они могут самостоятельно хотя бы в минимальной степени овладеть словесной речью, и у которых средняя потеря слуха менее 85 дБ. Слабослышащие дети могут самостоятельно воспринимать на слух речь разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.
При потере слуха после 5-ти лет дети, как правило, сохраняют словарный запас, умение выражаться. Основными задачами этого периода является обеспечение ребенку обратной связи, умение слухо-зрительно-вибрационного восприятия и понимания устной речи тех, кто его окружает. Деятельность взрослых направлена на обеспечение ребенку с глухотой возможностей понимания обращенной к нему речи и сохранение фонематической, лексической и грамматической сторон собственной речи, эффективность качественного общения и развития ребенка.
Лица с нарушениями слуха плохо воспринимают речь и другие звуки. В большинстве случаев тугоухим людям помогает слуховой аппарат, который регулирует частотный диапазон звуков, доступных слуховому восприятию, осуществляет компрессию звуков, усиливает их. Однако при тяжелых нарушениях слуха и глухоте, особенно, если у человека повреждены или потеряны волосковые клетки, слуховой аппарат часто не помогает. В этом случае внутреннее ухо не может превратить звуковые колебания в электрические сигналы, которые необходимы для восприятия звуков мозгом. Именно для таких случаев применяется слуховой имплантат. Подбор слухового аппарата может быть на одно ухо и на оба. На сегодняшний день в практике бинаурального слухопротезирования широко применяют три вида бинауральной стимуляции слухового анализатора:
- билатеральная стимуляция акустическими сигналами для каждого уха от двух слуховых аппаратов;
- билатеральная стимуляция электрическими сигналами от двух кохлеарных имплантатов (медицинское устройство, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха);
- бимодальная стимуляция - комбинация стимуляции - односторонней акустической стимуляцией с помощью слухового аппарата на одном ухе и стимуляцией электрическими сигналами с помощью кохлеарного имплантата на другом ухе.
Дети с двумя слуховыми аппаратами понимают речь и особенно диалог значительно лучше, чем те, которые пользуются только одним слуховым аппаратом. Люди с нормальным бинауральным слухом могут уверенно указать источник звука или сказать, откуда он выходит, а также куда перемещается, поэтому ребенку с двумя слуховыми аппаратами намного легче избирательно слышать необходимые ему звуки. Это означает, что он сможет фокусировать свое внимание на том, что хочет слышать. Только бинауральное протезирование гарантирует лицу с нарушением слуха уверенное участие в групповых дискуссиях, при общении с несколькими людьми, находясь в школе и других общественных местах.
Ощущение и восприятие
Поскольку у ребенка, который плохо слышит, нарушена или отсутствует акустическая составляющая, то все виды восприятия в зависимости от степени нарушения слухового анализатора развиваются в измененном виде.
У ребенка с недостатками слуха наблюдается недостаточный уровень развития слухового восприятия, который является естественным каналом восприятия звуков (шумов) окружающей среды, которые несут важную информацию о пространстве, времени, предметах (объектах), их характеристики, и восприятие речи как других людей, так и собственной. Нарушение функции слухового восприятия приводит к замедленности развития способности к подражанию речи и овладение ею.
У детей с нарушениями слуха двигательная чувствительность менее развита, одновременно зрительное восприятие и вибрационная чувствительность - более развиты. Тактильные ощущения играют большую роль во время познания окружающей среды, в организации зрительного восприятия предметов при их тактильном обследовании, в запоминании слов в процессе обследования и познания предметов, их деталей, в формировании аналитического и синтетического восприятия и мышления. Развитие тактильного восприятия, использование тактильных ощущений как сигналов для называния предметов и их деталей, трактуется как средство формирования познавательной активности, инициативности при выяснении и запоминании словесных обозначений предметов, деталей. Исследование предметов неизбежно приводит ребенка к необходимости ставить вопрос о назначении предмета, его деталей. Итак, познание предметов окружающей среды с опорой на тактильное (тактильно-зрительное, тактильно-зрительно-слуховое) восприятие, является средством формирования у ребенка с недостатками слуха познавательной активности, реализации познавательных интересов.
Мышление
Вследствие ограниченности слухового восприятия могут возникать (или возникают) негативные последствия при формировании когнитивной сферы личности. Рациональное использование слуха, зрения, тактильных и тактильно-вибрационных ощущений позволяет улучшить сенсорную основу развития психических процессов, расширить возможности получения информации об окружающей среде с его звуковым наполнением (бытовыми, техническими, речевыми звуками).
Познание на сенсорном уровне многомерных характеристик предмета (на основе динамических осязательных ощущений при обследовании предмета; динамических осязательных, сопряженных с зрительным восприятием, ощущения вкуса, запаха и т.д.) не только обеспечивает ребенку возможность создать чувственные представления о конкретном предмете, а и способствует эффективному овладению речью, запоминанию слов, обозначающих данный предмет, его качества и характеристики. Постепенное тактильное обследование предмета, его деталей развивает аналитико-синтетическое восприятие и логическое мышление.
Память
У детей с нарушениями слуха, которые имеют отставание в речевом развитии от нормативных показателей онтогенеза, наблюдается недоразвитие мыслительных операций, словесно-логического мышления, что приводит к отставанию в развитии словесной памяти. У глухих детей менее устойчиво и длительно сохраняются точные образы объектов в отличие от детей, которые слышат.
Сейчас в общеобразовательных учреждениях все чаще учатся дети, у которых есть незначительное снижение слуха. Педагоги должны быть внимательными, чтобы не пропустить сензитивный период для эффективного воздействия. Надо наблюдать, каким образом ребенок воспринимает речи других - пытается смотреть на лицо того, кто высказывается, слушает. Часто сигналом о нарушении слуха может быть смешивание звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, пропуски согласных звуков при наличии двух согласных подряд, пропуски безударных слогов. Эти специфические ошибки можно увидеть в письменных работах и услышать при общении.
Инклюзивное обучение таких детей будет успешным при наличии развитой речи. Этого можно достичь при условии проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию и коррекции произношения, развитию слухового восприятия, музыкально-ритмических занятий и тому подобное.
Проблемы в работе с глухими детьми в условиях инклюзивной учебной среды значительно сложнее, чем в работе со слабослышащими детьми. Поэтому, как правило, для глухих детей более эффективно интегрированное обучение (обучение в специальном классе в условиях общеобразовательного учебного заведения) или обучение в обычном классе, но с обязательными индивидуальными дополнительными занятиями по основным предметам и коррекционно-развивающими занятиями с сурдопедагогом.
Важно правильно размещать учеников с пониженным слухом в классе. Они должны сидеть близко к учителю (на расстоянии 1,5-2 м). Во время объяснения учитель должен находиться в статическом положении, лучше у стола. Ученикам легче «считывать» с лица, когда оно находится на уровне глаз ребенка. Ребенок усваивает неспешную речь, четкую артикуляцию, следит за хорошим освещением лица. Учитель должен учитывать, что у детей с глубокими нарушениями слуха преобладает конкретное мышление, поэтому при возникновении трудностей при освоении заданий на абстрактно-логическом уровне важно использовать наглядность. В работе с детьми с пониженным слухом важно четко структурировать учебный материал, использовать структурно-логические схемы, опорные конспекты.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к себе, вместо слов можно использовать условные жесты, стук по столу, удар каблуком по полу. Можно попросить ребенка, который сидит рядом, привлекать внимание ребенка с нарушением слуха. Стоит использовать и жесты, означающие поддержку, которые информируют об успехах и достижениях ребенка.
Учителю также надо учитывать, что такие ученики часто считывают информацию с губ, поэтому нужно убедиться, что:
- лицо достаточно освещено;
- речь четкая, не слишком быстрая;
- высказывания короткие, фразы содержательные;
- высказанное подкрепляется соответствующим выражением лица;
- когда это возможно, следует показывать числительные по пальцам.
Для лучшего усвоения учебного материала нужно использовать широкий спектр дидактического и технического обеспечения, а именно:
- перед началом занятия раздать ученикам с нарушениями слуха напечатанный конспект урока;
- использовать раздаточный материал;
- использовать наглядный материал - таблицы, схемы, графики;
- поощрять учеников с нарушениями слуха к использованию слуховых аппаратов;
- назначить наставника из числа учащихся, которые слышат, для помощи в освоении учебного материала.
В процессе контроля восприятия учебного материала педагогу важно:
- проверять, правильно ли поняли ученики с нарушениями слуха информацию, перед тем, как продолжать высказываться далее;
- перефразировать и упрощать предложения при сохранении их содержания;
- предлагать ученикам с нарушениями слуха вести словарь терминов и позволять им пользоваться им при ответах;
- учитывать, что таким ученикам нужно больше времени для выполнения заданий;
- способствовать развитию коммуникативных умений путем применения интерактивных методов обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)