Особенности работы с незрячими детьми и детьми с пониженным зрением в условиях инклюзивного обучения
Педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях инклюзивного обучения важно адаптировать к потребностям этих детей учебную среду еще до начала прихода такого ребенка в класс. Если ребенок является слабовидящим, ему необходимо дополнительное освещение рабочего места, специальные учебники, тетради, увеличивающая техника. Если ребенок незрячий, ему потребуются учебники, напечатанные шрифтом Брайля, текст, записанный для воспроизведения в звуковом формате. При общении с незрячим ребенком важно дать ему понять, кто с ним разговаривает, давая конкретную информацию о себе. В классе не должно быть никаких препятствий, которые могут мешать передвижению ребенка.
Важно подготовить других детей в классе, которые смогут выполнять функции проводника для такого ребенка. Педагог не должен избегать таких слов, как «посмотри», «смотри», так как эти слова являются естественными и должны войти в лексикон ребенка. Учитель также должен озвучивать все, что он пишет на доске. Объяснение учителя не должно быть быстрым и сложным - надо объяснять просто, понятно, с приведением доказательств, используя дополнительные, по возможности объемные наглядные средства. От педагога требуются терпение для многократного объяснения и предоставления указаний о выполнении задания ребенку, который не видит. Важно давать таким детям возможность ознакомиться с дидактическим материалом, который будут использовать во время урока, еще до начала проведения самого урока.
Педагоги классов с инклюзивным обучением должны предупреждать утомляемость детей с нарушениями зрения, учитывать их медлительность в процессе чтения, письма, которая предусматривает освобождение учебного материала от второстепенного и несущественного. Необходимо четко регламентировать непрерывную зрительную нагрузку, которая не должна превышать 5-7 минут для слабовидящих детей и 10-15 минут для детей с пониженным зрением, хотя и такая нагрузка может утомлять многих детей.
Слабовидящие и слепые дети могут иметь как заниженную, так и завышенную самооценку. Отмечается, что незрячие старшеклассники не умеют вести диалог, слушать собеседника, не ставят вопросов, не соотносятся свои высказывания с высказываниями других - при диалоге переходят на монолог. Поэтому важно, начиная с младших классов, учить и приучать понимать позицию другого, формировать навыки общения. С целью создания положительной благоприятной атмосферы в классе, слепого или слабовидящего ребенка следует представить всему классу, дать детям возможность пообщаться, стимулировать вопросы со стороны других детей и самостоятельные ответы этого ребенка.
Педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения, надо помнить, что для незрячих детей основным каналом для восприятия информации является слух, поэтому важно обеспечить возможность использования аудиозаписей, возможность ребенка сидеть ближе к учителю. Педагог должен выражаться четко и разборчиво, а демонстрируя рисунок, схему или таблицу, делать их четкие объяснения.
Для лучшего усвоения учебного материала важно использовать широкий спектр дидактического и технического обеспечения:
- подготовку дидактического обеспечения в альтернативной форме, например, используя увеличенный, электронный или рельефный формат;
- назначение в классе консультантов для такого ребенка, которые могут помогать при записи материала, чтении текстовых фрагментов, при необходимости сопровождать ребенка, который не видит.
Во время контроля процесса восприятия учебного материала важно учитывать, что ученики с нарушениями зрения выполняют задачи значительно медленнее, чем другие дети. В ходе занятия учитель должен чаще обращаться к ученикам с нарушением зрения, привлекать их к групповой работе, используя интерактивные методы преподавания, помогать им повысить свою активность и коммуникабельность. Однако излишняя снисходительность в требованиях к ученику с нарушением зрения может унижать его достоинство.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)