Особенности развития и поддержки детей с задержкой психического развития
Обычно дети с задержкой психического развития не любознательные. Удовлетворяются первым ответом на свой вопрос и не проявляют настойчивости в процессе решения задачи, которая их заинтересовала. Иногда бывает, что ребенок задает много вопросов, но все они однотипные и свидетельствуют не столько об интересе ребенка, сколько о его ограниченности, неумении наблюдать и т.п. Некоторые дети с неустойчивым вниманием, поставив вопрос, даже не могут дождаться ответа и больше этим не интересуются.
Сенсомоторное развитие и чувственное познание действительности
В связи с нарушениями центральной нервной системы обработка полученной информации от органов чувств происходит менее успешно. Детям с задержкой психического развития бывает сложно отличить буквы, особенно если они сходны по форме; сложно написать письмо, потому что это требует достаточно высокого уровня пространственной ориентации, чтобы распознать и воспроизвести графическое изображение букв, их размещение на страницах тетради. Несформированность пространственных представлений приводит и к тому, что в начале обучения в школе дети с задержкой психического развития еще неуверенно могут различать правую и левую стороны, путают понятия «под», «над», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «внизу», «сверху».
Особенности мышления
Дети с задержкой психического развития, рассматривая предметы и явления, оперируют значительно меньшим количеством учебного материала, чем их сверстники с типичным развитием. Например, когда дети с задержкой психического развития рассматривают различные цветы, листья и бытовые предметы, они выделяют цвет, иногда - размер. При этом дети обычно называют основные цвета, без оттенка. Еще более сложной задачей для них является описание хорошо знакомого предмета, например, шляпы (большинство детей с задержкой психического развития отвечают коротко: «Это чтобы надевать на голову»). Очевидно, что представление об этом предмете у детей поверхностное, мало дифференцированное, поэтому и материала для анализа существенных и второстепенных признаков мало. В результате задерживается формирование обобщения понятия «головной убор». Так из недостатка и дифференциации чувственных впечатлений возникает отставание в развитии мышления ребенка. Именно с восприятием и представлением чаще всего связано образное мышление, которое у детей с задержкой психического развития имеет много слабых сторон. Важно помнить, что именно этот вид мышления является чрезвычайно важным, потому что без него невозможен переход к высшей форме мышления - словесно-логической.
Память
Слабая память у детей с задержкой психического развития часто привлекает внимание педагогов. Дети имеют трудности во время запоминания букв и цифр, таблицы умножения, стихов. Произвольная и непроизвольная память у детей с задержкой психического развития является слабой. Такие дети долго не могут понять задачи, запомнить что-то, не используют специальных приемов для запоминания: повторение, разделение материала на логически законченные части, выполнение различных логических действий.
Знания и представления об окружающем мире
В первую очередь эти знания гораздо более узкие по сравнению с другими детьми. В начале обучения в школе дети с задержкой психического развития часто не могут ответить на вопрос, где они живут. Часто эти дети не знают родственных связей, последовательности дней недели, месяцев и времени года, чем занимаются люди в разное время года, как ведут себя животные и птицы. Наблюдается также отсутствие системности знаний.
Развитие личности
Кроме общих проявлений незрелости личности детей с задержкой психического развития у них иногда проявляются такие черты, которые обусловлены болезненными нарушениями функционирования нервной системы. На фоне избыточной истощенности, заторможенности нервных процессов у некоторых детей проявляются такие характеристики, как вялость, робость, неумение отстоять свои интересы, плаксивость, склонность жаловаться на своих товарищей, постоянно обращаться за помощью к взрослым, отказ от какой-либо деятельности, которая требует усилий. Избыточная возбужденность, которая также связана с быстрым истощением, ведет к бурным реакциям на замечания, к постоянным конфликтам с товарищами, дракам, которые часто заканчиваются слезами и полным истощением. На нарушение поведения и негативные характеристики личности детей с задержкой психического развития негативно влияет и микросоциальная среда, в которой эти дети воспитываются, особенно их положение в коллективе, опыт неуспешного обучения в школе.
В работе с детьми, имеющими задержку психического развития, очень важно обеспечить их готовность к обучению. Следует проводить работу по развитию мелкой моторики, фонематического слуха, формированию правильного звукопроизношения, формированию социально приемлемого поведения. Важно обращать внимание на повышение уровня общего развития, уточнение понятий о предметах окружающей среды, углубление знаний о самом ребенке, его здоровье.
Особенности развития и поддержки детей с церебральным параличом
Нарушение опорно-двигательного аппарата, прежде всего детский церебральный паралич, является одним из тяжких нарушений психофизического развития детей, которое проявляется в нарушениях двигательных функций, часто сочетаются с нарушениями речи, другими осложнениями формирования высших психических функций и личности, а нередко и снижением интеллекта.
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата встречается у 5-7% детей. Большинство из них - это дети с детским церебральным параличом (89%) - одним из самых распространенных неврологических диагнозов. Термин «детский церебральный паралич» объединяет группу состояний, при которых нарушаются движение и способность контролировать положение тела в пространстве. Церебральный паралич часто сопровождается нарушением речи, психики, зрения, слуха, иногда - эпилептическими припадками.
Причинами детского церебрального паралича до рождения ребенка могут быть инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно краснуха; токсикоз во время беременности; несовместимость резус-фактора матери и ребенка; наследственность. Во время родов причинами детского церебрального паралича могут быть асфиксия (кислородная недостаточность), родовые травмы, преждевременные роды. После рождения ребенка причинами церебрального паралича могут стать инфекционные заболевания мозга (менингит, энцефалит), травмы головы, опухоль мозга.
Важно помнить, что детский церебральный паралич является заболеванием не прогрессирующим, однако устойчивой причиной тяжелого состояния ребенка.
Осложнения развития психических процессов и личности у детей с детским церебральным параличом
У детей с детским церебральным параличом часто наблюдаются психические нарушения, характер и степень которых зависит от сложности и локализации поражений мозга.
У 30-40% детей имеется умственная отсталость разной степени, у других - при удовлетворительном развития логического мышления часто происходит недоразвитие функций, связанных с недостаточным пространственным анализом и синтезом. Все это делает психическое развитие ребенка негармоничным, различные психические функции формируются неравномерно, что ведет к вторичной задержке психического развития.
Речевые трудности, нарушения мимики, иногда слюнотечение могут создавать более плохое впечатление об интеллектуальном развитии этих детей, чем в действительности. Настоящее психическое состояние можно определить только путем внимательного наблюдения и специальных методов диагностики.
Детям этой категории свойственны эмоциональная возбудимость, изменение настроения. По мере взросления у них возникает чувство неполноценности, беспомощности. В связи с этим могут развиваться патологические черты характера - замкнутость, отстраненность от реальной действительности.
К психотравмирующим обстоятельствам, влияющих на развитие личности, принадлежат следующие факторы:
- переживания по поводу недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих;
- ограниченность межличностных отношений в детском коллективе;
- эмоциональная депривация (психическое состояние, связанное с невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности, например, общения) из-за разлуки с мамой или воспитания в неполной семье;
- трудности в процессе обучения, обусловленные параличом, гиперкинезом, нарушениями пространственного восприятия.
В самом начале организации совместного обучения важно создать благоприятную учебную среду. Для этого могут потребоваться дополнительные средства для чтения, письма, рисования; держатели для ручки, карандашей и т.д. Дети могут печатать на компьютере. Карманный калькулятор облегчит математические вычисления.
Для создания позитивной атмосферы во время занятий педагогам необходимо:
- находиться поближе к детям;
- использовать сенсорные контакты - подержать руку, прикоснуться к плечу, погладить по голове, поддержать ребенка взглядом, общаться с ребенком на уровне его глаз;
- улыбаться каждому ребенку, создавать ситуации успеха;
- использовать поддерживающие интонации, разговаривать не очень быстро и громко;
- внимательно относиться к высказываниям учащихся, проявлениям симпатии;
- культивировать в классе желание помочь, милосердие.
Для успешной инклюзии детей с детским церебральным параличом обязательным является создание безбарьерной среды. Коррекционная работа включает в себя коррекцию двигательных нарушений, развитие познавательной деятельности, развитие форм поведения и социального взаимодействия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)