Что следует знать
Наиболее типичными для детей с расстройствами спектра аутизма могут быть проявления, когда ребенок:
- не удерживает длительного контакта «глаза в глаза», устанавливает зрительный контакт необычным способом (например, смотрит искоса на вас или как сквозь вас). Для ребенка с расстройствами спектра аутизма важной деталью лица является не глаза, а рот;
- не откликается на имя, не реагирует на негромкие простые инструкции;
- проявляет гораздо меньше интереса к окружающей среде, чем от него ожидают; демонстрирует дефицит «общего внимания» (например, не пытается привлечь словом или жестом внимание других людей к предмету, который заинтересовал ее);
- не требует помощи;
- не пытается чем-то поделиться;
- постоянно выполняет однообразные действия;
- не терпит вмешательства в свои занятия другого человека; преимущественно играет сам, находясь как в своем собственном мире, не проявляет интерес к игре со сверстниками;
- использует другого человека для собственных нужд (лезет по нему вверх, ведет за руку к нужному предмету и т.д.), при этом не происходит эмоционального контакта;
- во время общения не использует жестов и мимики, повторяет в ответ последние слова, с которыми к нему обращаются;
- чрезмерно боится резких звуков, часто заслоняет при этом ладонями глаза и уши;
- протестует против изменений в среде вокруг него или в способе жизни (например, против изменения мебели в комнате, маршрута в школу, нового блюда и т.п.); требует точного соблюдения установленных ритуалов.
Учитывая вышеуказанные особенности детей с расстройствами аутистического спектра, основным в работе с ними есть понимание того, что для обеспечения их социальной адаптации и интеграции в общеобразовательное пространство, окружающие люди должны с уважением принять детей с расстройствами аутистического спектра такими, какие они есть - со всеми своими особенностями, быть чувствительными к их потребностям, деликатными при взаимодействии с ними. «Самый важный метод помощи детям с расстройствами аутистического спектра - это положительное восприятие их такими, какие они есть».
Привлечение ребенка с аутизмом к общеобразовательному пространству начинается после планирования учебной (развивающей) среды и создания условий для его обучения. Для эффективного развития, обучения и воспитания такого ребенка среда классной комнаты должна быть структурированной, а виды деятельности ребенка с расстройствами аутистического спектра в школьное и внешкольное время иметь точно определенную последовательность. Лучше сразу обеспечить максимальную защиту - соответствующую и предсказуемую среду. Важно выделить для ребенка место, где он мог бы уединиться. Все предметы должны иметь четко определенное положение. Также должна быть хорошая звукоизоляция, потому что такие дети плохо переносят шум и громкие разговоры.
Для учителя важно усвоить правила общения с ребенком, у которого существуют расстройства аутичного спектра. Во время общения с ним надо быть спокойным и уравновешенным; не стоит близко стоять возле ребенка - это может его напугать. Обращаясь к нему, учитель должен начать разговор по озвучиванию его имени. Не рекомендуется начинать занятия с вопроса. На первых этапах работы рекомендуется ставить вопрос ребенку в такой форме: «Что делаю я?» Вместо «Что делает Андрюша?». Также стоит помнить о медлительности ребенка. Характерным для ребенка с расстройствами аутистического спектра является то, что он начинает делать то, что его просят, гораздо позже, когда этого уже никто не ждет и все уже давно перешли к другому виду работы. Поэтому внимание учителя должно охватывать и то, что происходит в целом, и ученика, который с опозданием выполняет инструкции, потому что, не получая от взрослого подкрепления своего привлечения к общим делам, он может прекратить свои нерешительные попытки. От учителя, конечно, требуется дополнительное внимание к такому ученику: ему лишний раз, индивидуально, следует напомнить, что надо делать, взяв за руку, отвести туда, куда надо. Крайне важно, чтобы хватило терпения не отвлекать ребенка от занятия, которому он отдает предпочтение, а дать ему возможность довести начатое дело до определенного завершения. Надо оберегать его в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовать ними, способствовать привлечению ребенка с расстройствами аутистического спектра к общим делам, с другой - дать возможность побыть на дистанции, понаблюдать со стороны.
Важно в образовательном пространстве реализовать принципы создания визуализации времени, что можно осуществить путем использования пиктограмм - визуальных символов. Символы позволяют планировать время: дети работают по плану, который изображен символом. В результате ребенок знает, что надо делать дальше. Люди с аутизмом нуждаются в планирования в течение всей жизни.
Многие дети с расстройствами аутистического спектра не любят, когда на них смотрят вплотную. Во время общения надо использовать минимум слов, между ними делайте паузы. Не стоит разговаривать с ребенком, когда говорят другие, работает телевизор или радио. Использование коммуникативных карточек (альтернативных средств коммуникации) может способствовать включению детей с расстройствами аутистического спектра в процесс общения. Особенностью работы с таким ребенком есть понимание, что первый речь в процессе обучения - это речь визуальная, а не вербальная.
Другой особенностью поведения детей с расстройствами аутистического спектра являются стереотипные действия, которые повторяются и могут иметь ритуальный, устойчивый характер. Обычные люди также могут иметь ритуальные действия, которые они используют в стрессовых ситуациях. Это может свидетельствовать о том, что дети с расстройствами аутистического спектра пребывают в состоянии постоянного стресса из-за непонимания того, что происходит.
Предпосылкой успешной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра является создание условий для обучения соответствующим организованным способом, который предусматривает использование визуализации, координации усилий родителей и педагогов, подготовку ученического коллектива. Необходимо понимать, что каждый день для ребенка с расстройствами аутичного спектра - это борьба с реальностью, которая похожа для него на калейдоскоп. Педагоги должны помнить, что в работе с ребенком, который имеет расстройства аутичного спектра, надо пытаться войти в мир ребенка, помочь в обеспечении его потребностей, но ни в коем случае не переносить на него модели из собственной жизни. Поиск упорядоченности среды и времени, развитие коммуникации и социализации - это путь к успешному взаимодействию и организации дальнейшей жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)