Преимущества и трудности в процессе совместного обучения
Преподавание в сотрудничестве - это способ организации учебного процесса, к которому необходимо тщательно подготовиться. Лучшим основанием для организации сотрудничества педагогов в процессе обучения можно считать стремление повысить учебные результаты учеников. Этот процесс должен быть постепенным, тщательным и вдумчивым. Чтобы между педагогами возникли эффективные и комфортные взаимоотношения сотрудничества, иногда нужно около двух лет. Вхождение в процесс совместного преподавания должен быть четко спланированным, структурированным, систематическим и непрерывным.
Известно, что изменения, связанные с риском, могут пугать, но они также могут вознаграждать и приносить радость.
Вот некоторые из причин, которые мешают выработке отношений сотрудничества и партнерства:
- Различное понимание сути учебной программы, подходов к преподаванию и оцениванию у педагогов систем общего и специального образования.
- Нечеткое планирование, отсутствие необходимых ресурсов (книг, пособий, дидактических материалов).
- В реальности учителя общеобразовательной школы и учителя-дефектологи как бы работают в разных мирах - между ними часто отсутствуют обсуждения и общение.
Поскольку практика совместного преподавания является достаточно новой для педагогов, работающих в инклюзивных классах (учитель, ассистент учителя, коррекционный педагог), необходима соответствующая подготовка, которая должна учитывать следующие аспекты:
- Оценка существующих условий (какое сотрудничество осуществляется между инклюзивным учебным заведением и другими учреждениями, в том числе специальными учебными заведениями, реабилитационными центрами и тому подобное; обсуждаются вопросы такого сотрудничества в инклюзивном образовательном учреждении, общая реакция педагогов на необходимость работать с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учебного заведения и т.п.).
- Готовность учителя и ассистента учителя к сотрудничеству со специалистами (общее понимание практики совместного преподавания как модели предоставления качественных образовательных услуг, психологическая совместимость, понимание участниками совместного преподавания в сферах, где они чувствуют себя более уверенно и сферах, где бы они могли помочь друг другу).
- Привлечение администрации учебного заведения (вопрос поддержки инклюзивного образования, готовность администрации учебного заведения к сотрудничеству с специалистами, поддержка администрации учебного заведения при выделении дополнительного времени для совместного планирования и т.д.).
- Знание партнеров - со-преподавателей (перечень и обсуждение личных и профессиональных предпочтений и интересов, знание возможных проблем и трудностей перед началом совместного преподавания, опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе в инклюзивной учебной среде, согласование уровня участия, частоты и характера обратной связи и т.д.).
- Составление реалистичного графика (график, который бы отвечал потребностям и педагогов, и специалистов).
Для выяснения общей готовности к практике совместного преподавания учителю, ассистенту учителя и другим специалистам важно обсудить свое видение философии преподавания, привычные методы и требования, предъявляемые к учащимся. Приведенные ниже вопросы могут стать отправной точкой для такого обсуждения. Надо также помнить, что расхождения во мнениях неизбежны, а их существование - это нормальное явление. Со-учителя, которые эффективно работают, учатся и профессионально растут в ходе совместной работы, компетентное владение профессиональными навыками, открытость и заинтересованность в совместной работе являются более важными, чем полное согласие в правилах работы в классе.
Примеры вопросов для обсуждения взаимной готовности к практике совместного обучения:
- Чего вы ожидаете от учеников с точки зрения:
- Участие в работе?
- Ежедневной подготовки?
- Выполнения письменных заданий и / или домашнего задания?
- Каковы ваши основные правила работы в классе? Каковы их последствия?
- Как вы обычно объединяете в группы учащихся при обучении в классе?
- Какие методы преподавания вам нравится использовать больше всего (например, лекционная форма работы, обсуждения, методы кооперативного обучения)?
- Какие формы работы вам нравится использовать больше всего (например, лабораторные работы, практические занятия и т.д.)?
- Как вы контролируете и оцениваете успехи учеников?
- Охарактеризуйте свои типичные проверочные задания.
- Вносите ли вы изменения в преподавание для учеников с особыми образовательными потребностями? Если да, то каким образом?
- Предоставляется ли во время урока ученикам с особыми образовательными потребностями любая специальная помощь? При выполнении письменных задач? При выполнении проверочных заданий?
- Каким образом и когда вы контактируете с семьями?
- Каковы ваши сильные стороны как учителя? В каких сферах у вас возникают трудности? Чего вы не можете терпеть?
- В чем вы видите свою потенциальную роль и обязанности в качестве со-учителя?
- Если вы решите преподавать вместе, то какие самые большие надежды вы возлагаете на работу в команде? Что вызывает у вас больше беспокойства?
Другие рекомендации об организации процесса совместного обучения включают:
- Совместное преподавание необходимо осуществлять постепенно. Для учителей оно представляет серьезную смену, его этапы необходимо продумывать, четко объяснять и обосновывать.
- Необходимо сосредоточить внимание на тех изменениях учебной среды, которые могут требовать создания инклюзивного класса (эти изменения отображаются в индивидуальной программе развития).
- Начинайте медленно. На уровне школы, это может означать, что сначала будет создана одна или две пары со-учителей. На уровне класса, это может означать, что коррекционный педагог оказывает помощь в классе (находится в классе и помогает ученикам, у которых возникают трудности, или же предлагает определенные модификации учебного содержания).
- Характер учебных целей и помощь детям с особыми образовательными потребностями должны отражать тот новый опыт обучения, который ученики получат в инклюзивных классах. Это означает, что в работе с детьми учителя должны максимально ориентироваться на те знания, умения и навыки, которые будут нужны ученикам для достижения успеха в учебном заведении (например, организационные навыки, умение составлять тесты, навыки общения и взаимодействия, способность к самоконтролю и саморегуляции, социальные навыки).
- В школе необходимо создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Каждый участник, включенный в систему совместно преподавания, имеет право выражать сомнения, задавать вопросы, вносить предложения и тому подобное.
- Чтобы процесс совместного обучения был успешным, учителям необходимо продумать способы взаимодействия, степень включения каждого в процесс проведения урока, способы модификации материала в контексте каждого урока.
- Учителя должны демонстрировать общую ответственность и энтузиазм. Все встречи с семьями, переписка (если таковая имеется), должны отражать участие обоих учителей, которые работают вместе. Учителям не желательно в присутствии родителей и детей вступать в споры между собой.
Стоит помнить, что совместное преподавание не является единственным способом работы с учениками - учителя не обязаны преподавать только совместно. Возможен также вариант, что учащиеся с особыми образовательными потребностями находятся в классе, где проводится совместное преподавание, только часть дня. Важно то, что образовательный процесс должен быть гибким и обеспечивать успешное обучение всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)