Практика совместного обучения: теоретические основы и практические примеры
Значение и суть практики совместного преподавания
Практика совместного преподавания - это новый опыт для педагогов, особенно для тех, кто интересуется инновационными практиками. Практика совместного преподавания приобретает все большее распространение во всем мире, хотя и остается еще мало выученной. Привлечение дополнительных специалистов, активизация взаимодействия между взрослыми и детьми - все это создает дополнительные возможности для обучения и выступает хорошим стимулом для развития образовательной системы. Фактически, такой подход позволяет существенно изменить взгляд на организацию образовательного процесса с позиции «что каждый из нас может сделать для НАШИХ детей» на позицию «мы вместе можем сделать для ВСЕХ наших детей».
Для выполнения своих функций, в частности учебно-развивающей функции, ассистенту учителей важно знать практику совместного преподавания, что является важным условием обеспечения индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного про-процесса, обеспечения предоставления качественных образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения.
В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки практика совместного преподавания предусматривает в первую очередь преподавание педагога совместно с другими специалистами - психологом, логопедом, учителем-дефектологом и другими. Это происходит потому, что в этих странах ассистенты учителя могут не иметь соответствующего педагогического образования.
Совместное преподавание - это такая организация учебного процесса в классе, когда двое или более специалистов совместно проводят преподавания для группы учеников, среди которых ученики с особыми образовательными потребностями, в едином физическом пространстве (классе).
Совместное преподавание означает участие не менее двух педагогов, которые совместно преподают и являются равноправными коллегами, имеющими одинаковую профессиональную подготовку, а значит, и могут быть настоящими партнерами в процессе обучения.
Оба специалиста координируют свои действия и проводят основное обучение, играя при этом активную роль. Оба педагога должны стремиться к тому, чтобы их методы преподавания обеспечивали полное вовлечение всех учащихся, не всегда возможно в работе одного учителя со всем классом.
Разнообразный по составу класс учеников, позволяет учителям эффективно реагировать на различные потребности учащихся, снижать соотношение «учитель-ученики», а также расширять возможности использования профессионального опыта, который можно использовать с учетом потребностей учащихся. Оба педагога проводят обучение в одном физическом пространстве. Хотя периодически малые группы учащихся могут в течение некоторого времени работать в другом месте (за пределами класса) с конкретной целью, совместное преподавание обычно происходит в единой среде, что отличает его от практики перегруппировки детей для реализации различных внеклассных развивающих программ.
Совместное преподавание не означает работу учителя и добровольцев, не имеющих профессиональной подготовки для совместного обучения. Это не значит, что добровольцы не выполняют важную функцию в классе - от них просто нужно требовать вы-выполнение всех обязанностей, которые лежат на дипломированных работниках. Это также не означает, что учитель общей системы образования планирует и проводит уроки, а специальный педагог (или ассистент) только присутствует в классе.
Модели и формы совместного обучения
Выделяют три основных модели общего обучения:
- Модель консультирования. В этой модели коррекционный педагог выступает консультантом в вопросах осуществления адаптации и модификации учебной программы, формирования навыков и разработки системы оценки.
- Модель обучения. В модели обучения коррекционный педагог и учитель инклюзивного класса по очереди «обучают» друг друга особенностям реализации учебной программы, использованию тех или иных методов преподавания, форм и видов оценки, то есть тем вопросам, в которых они являются экспертами.
- Модель сотрудничества (или работы в команде) предусматривает справедливое распределение обязанностей в процессе планирования, проведения и оценки урока. Эту модель исследователи все более настойчиво рекомендуют в качестве модели, которой стоит отдать предпочтение, в частности в связи с ее действенностью в контексте вклада обоих учителей в процесс распределения задач и обязанностей.
Модель сотрудничества
В рамках модели сотрудничества наиболее распространенные такие формы совместного обучения:
- Один преподает, а другой подключается при необходимости.
Этот подход также известный как «один преподает, а другой помогает». Этот подход применяется учителями достаточно широко. Именно с такого простого подхода стоит начинать процесс совместного преподавания, поскольку он не требует много времени для совместного планирования. Однако этот подход следует использовать осторожно, поскольку, если один учитель постоянно будет выполнять роль ведущего, это может снизить роль другого учителя и / или вызвать потерю доверия к нему. Также это может повысить зависимость учеников от того учителя, который помогает. Ведущий учитель определяет организацию содержания урока, навыки и методы, необходимые классу и отдельным ученикам для выполнения задач урока. Учитель, который помогает, проводит отдельные фрагменты уроков с малыми группами.
- Параллельное преподавание.
Суть этого подхода заключается в том, что оба учителя вместе отвечают за планирование и преподавание. Класс разбивается на разные группы, и каждый из учителей преподает один и тот же учебный материал. Содержание изучаемого остается одним и тем же, однако методы его представления могут быть разными. Оба учителя должны хорошо знать содержание, которое подается ученикам. Этот подход требует значительного уровня координации между учителями, чтобы все ученики получали практически одно и то же преподавание, и чтобы решение о формировании групп основывалось на требовании к сохранению разнообразия. Поскольку оба учителя должны хорошо знать содержание, этот подход достаточно сложно использовать в начале сотрудничества. Ведущий учитель и вспомогательные учителя совместно организуют и ведут урок, определяют методы преподавания, необходимые для групп и отдельных учащихся; объединяют учащихся в две группы и самостоятельно реализуют план урока с каждой из групп.
- Преподавание на учебных местах
Суть такого подхода заключается в том, что учителя перемещаются с одного учебного места в другое в соответствии с графиком. Они повторяют обучение для каждой группы, которая приходит на их учебное место; характер представления учебного материала может варьироваться в зависимости от потребностей учащихся. Поскольку каждый учитель несет отдельную ответственность за преподавание, этот подход можно использовать, если учителя придерживаются различных педагогических подходов. Учителя справедливо распределяют обязанности планирования и преподавания.
Ведущий учитель и учитель, который помогает, распределяют между собой количество учебных мест, за которые отвечают. Оба учителя планируют и организуют работу на своем месте с учетом возможных различий в группах.
Недостатком этого подхода может быть значительное количество перемещений и шум, возникающий при этом - это может отвлекать внимание. Тем не менее, учебные места или учебные центры есть во многих классах, поэтому такой подход, как правило, можно включить в свой арсенал.
- Попеременное преподавание.
Этот подход основывается на том, что большинство учеников учатся в составе большой группы, а некоторые из них - в малых группах (для получения предварительной подготовки, углубленного обучения, повторного обучения или других форм индивидуального обучения). В таком случае учителя распределяют обязанности планирования и преподавания. Этот подход дает возможность обеспечить более индивидуализированное обучение. Ведущий учитель и учитель, который помогает, принимают решение о содержании и организации урока, определяются с необходимостью дополнительных коррекционных занятий. Ведущий учитель проводит основную часть урока, а учитель, который помогает, занимается с подгруппами или отдельными детьми (до или после урока).
- Преподавание в команде.
В ходе командной работы учителя обсуждают учебное содержание, работают над выработкой навыков, обсуждают новую информацию, принимают решение о содержании и организации урока, а также производят стратегии обучения и управления классом. Ведущий учитель и учитель, который помогает, одновременно проводят обучение со всем классом; каждый из них может осуществлять основное преподавание. В то время как один учитель объясняет, второй может демонстрировать слайды или наглядные пособия.
Учителя распределяют обязанности планирования и преподавания. Таким образом организация совместной работы требует высокой сосредоточенности, поэтому уровень комфорта и удовлетворенности совместным трудом должен быть достаточно высоким. Между учителями должен существовать высокий уровень взаимного доверия и уважения; они должны быть готовы согласовывать свои стили преподавания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)