Сотрудничество ассистента учителя с другими специалистами: командный подход
Для того чтобы вырастить ребенка, нужно целое село - африканская пословица.
Залогом успешной инклюзии в обучении детей с особыми образовательными потребностями является командный подход. Поскольку дети с нарушениями развития имеют много специфических потребностей, важно, чтобы с детьми работала группа специалистов различного профиля. Один человек не может заниматься вопросами когнитивного, физического, социального, речевого развития ребенка, вопросами оказания медицинской поддержки и тому подобное. Это может сделать только команда различных специалистов, которые активно сотрудничают и обмениваются знаниями и информацией. Прежде всего, членами такой команды должны быть родители, поскольку они играют в жизни детей чрезвычайно важную роль и являются первыми учителями и экспертами своих детей. Научные исследования показывают, что при командной работе принимаются более обоснованные и качественные решения, а результаты работы лучше, чем в случае индивидуальной работы каждого члена команды.
Характеристики команды
Не всегда группу людей, которые работают вместе, можно назвать командой. Для этого необходимы следующие компоненты:
- Общее видение - четкое и согласованное всеми членами команды видение будущего ребенка.
- Преданность идее совместной работы - различные перспективы и возможности повышают эффективность команды.
- Взаимозависимость - определение общих целей, понимание уникальности вклада каждого из членов команды.
- Совместная ответственность - все члены команды отвечают и отчитываются за действия команды.
Несмотря на то, что педагоги жалуются на нехватку поддержки специалистов, часто учителя инклюзивных классов без энтузиазма воспринимают идею сотрудничества с другими специалистами. В связи с нехваткой подготовки к работе в инклюзивной учебной среде во время обучения в высших педагогических учебных заведениях, они могут чувствовать обеспокоенность, работая вместе с коррекционными педагогами и другими специалистами.
Многие исследователи признают сотрудничество как наиболее полезный и доступный ресурс, который есть в распоряжении педагогов системы общего образования. Установление партнерских взаимоотношений с педагогами специального образования и работниками других служб создает для педагогов системы общего образования основы для понимания сильных и слабых сторон своих учеников, в том числе и учащихся с особыми образовательными потребностями, а также предоставляет им возможность выработать четкие требования к их работе в классе. Кроме того, учащиеся с особыми образовательными потребностями, которые в результате сотрудничества получают дополнительную поддержку, имеют больше возможностей достичь успехов в общеобразовательных классах.
Цели и типы сотрудничества
Большинство исследователей отмечают соответствующие цели сотрудничества, ведущие к установлению прочных рабочих отношений и улучшению знаний учеников с особыми образовательными потребностями.
Первая цель состоит в использовании различных методов преподавания, которые соответствуют индивидуальным потребностям учащихся. Многие рекомендации коррекционных педагогов или других специалистов об удовлетворении потребностей учащихся с нарушениями развития касается именно методов преподавания, направленных на улучшение знаний всех учащихся.
Вторая цель - это обеспечение соответствующих видов адаптации и модификации, или изменение методов управления классом, которые подходят для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Третья цель заключается в общем улучшении знаний учащихся с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество дает учителям и другим специалистам возможности использования своих знаний о лучших практиках и подходы, которые соответствуют уровню развития ребенка с особыми образовательными потребностями, для улучшения качества преподавания.
Сотрудничество требует желания и готовности делиться ответственностью и делать соответствующий вклад в учебный процесс. Успешное создание команд базируется на взаимном уважении, доверии, готовности к совместному планированию, а также совместной философии.
Преимущества и барьеры в командной работе
С начала установления отношений сотрудничества может показаться, что коррекционные педагоги и другие специалисты имеют преимущество перед учителями системы общего образования, поскольку они являются специалистами в области своей специализации и лучше, чем другие, понимают особенности тех или иных нарушений в развитии ребенка. Однако они не имеют опыта повседневного управления целым классом и преподавания в нем. По мере того, как учителя общеобразовательных классов начинают лучше понимать роль коррекционных педагогов и других специалистов в процессе инклюзивного обучения, выгоды от взаимного сотрудничества и пути ее осуществления, они могут значительным образом улучшить поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями.
Еще одним барьером на пути к созданию эффективных партнерских отношений является время. На работников системы общего образования ложится дополнительная ответственность за управление классом при ограниченном количестве времени на планирование. Кроме того, календарное планирование не всегда дает возможность планировать совместную работу педагогов инклюзивных классов, коррекционных педагогов и других специалистов. Администрация учебного заведения может способствовать установлению отношений сотрудничества, выделяя время для совместной работы команд.
Поскольку в общеобразовательные классы привлекается все больше учеников с особыми потребностями, возрастает потребность в сотрудничестве между педагогами системы общего образования, педагогами системы специального образования и другими специалистами. Понимание эффективных способов установления взаимоотношения сотрудничества помогает учителям общеобразовательных учебных заведений удовлетворять потребности учащихся с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)