Пример: как проводить мониторинг на основе индивидуальной программы развития
Чтобы проиллюстрировать, как работает мониторинг успехов учащихся на основе индивидуальной программы, представьте, что вы учитель второго класса, который использует мониторинг на основе индивидуальной программы развития для отслеживания успехов школьников в чтении. Еженедельно вы просите учеников читать отрывок нового текста, каждый раз по одной минуте. Все отрывки для чтения имеют уровень сложности, на котором вы хотите, чтобы ваши ученики стали хорошо читать до конца второго класса. Ученик читает, а вы фиксируете ошибки на отдельном экземпляре отрывка. Затем подсчитываете количество верно прочитанных слов и отмечаете балл школьника на графике, сравнивая его с ожидаемыми результатами скорости чтения на этот год. График позволяет сразу увидеть, насколько результаты ребенка соответствуют ожиданиям.
После отображения баллов на графике вы решаете, продолжать учебу без изменений (поскольку темпы продвижения ребенка к поставленным на год целям достаточные) или изменить учебный план (поскольку ребенок слишком медленно движется к запланированным на год целям). Прежде чем менять вид вмешательства, необходимо собрать количество опорных точек. Фундаментальных исследований о том, сколько опорных точек необходимо собрать, нет, но их должно быть по крайней мере не менее трех (более логично число от 5 до 8), чтобы иметь достаточно данных, по которым можно судить об изменениях в обучении.
После использования изменений в учебном процессе в течение нескольких недель вы можете определить по графикам баллов мониторинга на основе индивидуальной программы развития, которые составляются еженедельно, полезна ли такое изменение для ученика. Если нет, можно поэкспериментировать с каким-то другим изменением в обучении и еженедельно отслеживать его влияние с помощью графика мониторинга на основе индивидуальной программы развития.
Использование графиков
Чтобы более наглядно показать улучшение навыков каждого ученика при выполнении индивидуальной программы за год, баллы или оценки учеников обычно изображаются в виде графиков. Если баллы растут, это означает, что ученик успешно усваивает программу. Если графическая кривая остается неизменной или становится нисходящей, то индивидуальная учебная программа школьнику не в пользу, и он нуждается в дополнительной помощи.
Графики мониторинга на основе индивидуальной программы развития демонстрируют четкую картину знаний ребенка. Понять ее значительно проще, чем другие виды оценки или отчетов об успехах школьников. Эти графики можно использовать для выработки эффективного сотрудничества с родителями и другими педагогическими работниками, включая психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов. Использование графиков облегчит взаимодействие с администрацией школы, поскольку поможет понять результаты обучения отдельных учеников и оценить напряженный труд учителя по внедрению инновационных подходов в учебе. Графики также дают прекрасную возможность эффективного общения с семьями о проблемах их детей или успехах, которых они достигают. Объясняя графики, учитель предоставляет семьям конкретную информацию, которая свидетельствует о знаниях ребенка. Графики мониторинга очень полезны для использования на родительских собраниях, при разработке индивидуальных программ развития, а также для обсуждения с работниками других школ.
Поскольку графики дают такую понятную картину обучения за определенное время, также будет полезно научить учащихся читать подобные графики. Тогда они смогут сами контролировать свои достижения. Как бы ни осуществлялось тестирование - с помощью компьютера, учителя или самого ученика, - графики могут служить ин-ментом мотивации для учеников, поскольку их, естественно, постоянно будет интересовать изменение графиков.
Участие родителей в процессе оценивания
Активное участие родителей детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, в том числе в процессе оценки, является одним из важных условий успешного инклюзивного обучения.
Процесс оценки учебных достижений учащихся является одним из важных компонентов учебно-воспитательного процесса, который также должен предусматривать активное участие родителей. Участие родителей детей с особыми образовательными потребностями в процессе оценивания, является важной предпосылкой успешного развития и обучения детей. Хотя в упомянутых выше законах также указаны и основные обязанности родителей, а именно: обеспечение условий для получения ребенком полного общего среднего образования по любой форме обучения, постоянное внимание к физическому здоровью и психическому состоянию детей, создание условий для развития их природных способностей и т.д., участие родителей в процессе оценки следует рассматривать как их добровольный выбор, который может осуществляться на разных уровнях:
- получение информации родителями о прогрессе в обучении и развитии своего ребенка;
- предоставление информации педагогам о прогрессе в обучении и развитии своего ребенка;
- участие родителей в работе команды по разработке индивидуальной учебной программы;
- отстаивание прав своего ребенка путем определения видения его будущего.
Указанные уровни участия родителей в процессе оценки прогресса развития и учебных достижений своих детей описаны ниже.
- Получение у педагогов информации о прогрессе в обучении и развитии своего ребенка.
Все родители имеют право получать информацию об учебно-воспитательном процессе, начиная с информации о миссии учебного заведения и его ценности, дополнительных возможностях и услугах, предоставляемых учебным заведением, графике работы учебного заведения, расписании уроков и тому подобное. Кроме вышеупомянутой общей информации педагоги должны регулярно предоставлять родителям информацию о прогрессе развития и знаниях их детей, которая содержится в индивидуальной программе развития.
Предоставление этой информации может происходить различными путями: во время индивидуальных встреч с родителями, во время телефонных разговоров или предоставления информации в письменном виде. В любом случае, такой обмен информацией является чрезвычайно важным, поскольку он обеспечивает родителей информацией о видах деятельности, которые они могут проводить со своим ребенком дома, а, следовательно, дополнительными учебными возможностями. Несмотря на важность своевременного и регулярного предоставления информации родителям, педагогам не следует ограничивать родителей только этим уровнем привлечения. Другой уровень привлечения родителей предполагает их роль в предоставлении необходимой информации педагогам.
- Предоставление информации педагогам о прогрессе в обучении и развитии своего ребенка
В процессе оценки родители могут играть большую роль, предоставляя информацию о своем ребенке, которого они знают лучше, поскольку каждый взаимодействуют с ребенком в различных ситуациях. У родителей педагоги могут узнать о характере ребенка, об особых потребностях, что, в свою очередь, может помочь предсказать разную реакцию ребенка в различных ситуациях при проведении оценки. Так, например, если у ребенка плохо развиты навыки мелкой моторики, он может иметь трудности при выполнении задания в письменной форме, но может продемонстрировать отличные результаты во время устного ответа.
Информация от родителей может также помочь педагогам при проведении процесса оценивания: если в семье произошли радостные или печальные события, ребенок может быть слишком взволнованным, а, следовательно, не показать объективные результаты своего прогресса.
- Участие в работе команды по разработке индивидуальной программы.
Командный подход к процессу оценивания прогресса развития и учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями, при котором родители являются активными и равноправными партнерами, является одной из особенностей и залогов успеха успешного инклюзивного обучения. Одним из результатов работы команды является создание индивидуальной программы, которая разрабатывается с целью определения учебных целей и задач для ребенка на основе его актуального уровня развития и в соответствии с типовой учебной программой, а также для определения и обеспечения дополнительных потребностей, необходимых для успешного развития и обучения.
- Отстаивание прав ребенка путем определения видения ее будущего.
Несмотря на профессиональную преданность педагогов, работающих с детьми, родители являются наиболее заинтересованными в успешном будущем своих детей. Именно поэтому они максимально должны знать об особенностях процесса и результаты оценки, которые является основой для планирования успеха будущего. Этого можно достичь, создавая все условия для активного участия родителей на каждом из этапов процесса оценивания – разработка прогноза при всесторонней оценке развития ребенка, проведение наблюдений, сбор информации о развитии и учебных достижениях ребенка, анализа собранной информации, планирование, а также выполнение учебных целей и задач. Когда родители вовлечены в процесс оценки развития и знаний своих детей с самого начала, они лучше понимают возможности своего ребенка и могут объективно участвовать в решении таких важных вопросов, как дальнейший выбор профессии, обеспечение самостоятельного проживания и т. п.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)