Степени использования методики реагирования на вмешательство
Использование методики реагирования на вмешательство может осуществляться на нескольких уровнях. Ученики, которые не достигают соответствующих учебных результатов, получают образовательные услуги в большем объеме. Количество уровней, предусмотренных методикой реагирования на вмешательство, для различных учащихся может быть разным.
Уровень 1 относится к первичной поддержке в рамках общеобразовательного класса и предусматривает участие ученика в общем мониторинге. Последующий мониторинг успехов учеников, которые показали самые низкие результаты, обычно проводится не реже одного раза в неделю. Такой подход дает учителю возможность оценить методы обучения, которые использовались, и спланировать необходимые изменения, а также лучше понимать причины неуспеваемости ученика: неправильно выбранная методика обучения или наличие у ребенка нарушений развития.
Уровень 2 и последующие относятся к вторичной поддержке, которая также осуществляется в условиях общеобразовательного класса. Второй уровень предполагает обучение и осуществление вмешательства растущей интенсивности, в том числе и обучение в малых группах. Например, тестирование может выявить, что ученик, плохо читает, нуждается в дополнительных занятиях, которые могут предоставляться на втором уровне. В некоторых случаях для обучения этого ученика и других учеников с аналогичными проблемами можно привлечь специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку.
Уровень 3 предусматривает предоставление специальных образовательных услуг, более индивидуализированного вмешательства для учеников, у которых есть явно выраженные трудности в обучении. Третий уровень вмешательства может включать обучение по специальным учебным программам, а также дополнительное количество занятий. Если трудности в обучении ребенка сохраняются, проводится всестороннее оценивание группой специалистов различных направлений (врачи, учителя-дефектологи и другие), чтобы выяснить, необходимо ли ребенку учиться в системе специального образования. Такие консультации специалистов обязательны, поскольку здесь нельзя полагаться только на результаты применения методики реагирования на вмешательство.
Пример: этапы использования методики реагирования на вмешательство
Этап 1. Всем ученикам даются короткие тесты. Определяется подгруппа учащихся, у которых результаты выполнения тестов достаточно низкие и дают основание предполагать, что этим ученикам могут угрожать трудности при обучении (группа риска).
Этап 2. Проводится мониторинг успехов учащихся из группы риска в течение пяти-восьми недель, во время которого еженедельно используется короткий тест. Определяются ученики, реагирования которых на вмешательство (уровень 1) является низким.
Этап 3. С учениками, определенными на первом этапе, проводится обучение в малых группах (вмешательство на уровне 2 и т.д.) в течение 10-20-ти недель, как правило, три-четыре раза в неделю по 30-40 минут на занятие. Успехи учеников оцениваются еженедельно с помощью короткого теста. Кроме того, успехи учеников проверяются также и в конце применения вмешательства. Ученики, которые показали положительные результаты, обучаясь в малых группах, что подтверждается еженедельными темпами улучшения результатов обучения, а также учебными результатами в конце занятия, возвращаются к началу обучения в соответствии с уровнем 1. При этом продолжается мониторинг успехов, чтобы выявить учеников, которые не сохраняют надлежащий темп прогресса при обучении на уровне 1.
Этап 4. Ученики, которые не показывают положительных результатов, обучаясь в малых группах, проходят процесс комплексной оценки.
Этап 5. Комплексное оценивание планируется индивидуально для выяснения вопросов, которые возникли во время вмешательства на уровне 2 и дальше, а также для того, чтобы определить необходимость предоставления дополнительных (специальных) услуг в процессе обучения.
Этап 6. Предоставляются дополнительные (специальные) услуги, которые иногда называют уровнем 3 по специальной учебной программе. Продолжается еженедельный мониторинг успехов, чтобы можно было дать промежуточную оценку эффективности учебной программы. Если в тот или иной момент создается впечатление, что учебная программа не обеспечивает нужных результатов, команда специалистов вносит изменения в эту программу, чтобы достичь более существенных успехов. После достижения положительных темпов продвижения вперед, а также когда уровень результатов ученика указывает на то, что хорошие результаты может дать обучение на уровне 1, ученик покидает систему специального образования. Продолжается мониторинг успехов, которые являются реакцией на уровень 1, чтобы при необходимости внести в обучение дополнительные изменения.
Значение использования методики реагирования на вмешательство заключается в обеспечении учебного опыта для всех учащихся, а также для раннего выявления школьников, которым угрожают трудности в обучении. Концептуально реагирование на вмешательство можно рассматривать как основу системной реформы, направленной на повышение достижений всех учащихся.
Обычно выделяют три основные задачи реагирования на вмешательство:
- Определение учеников, которые могут попасть в группу риска.
- Осуществление соответствующего вмешательства в интересах учащихся с трудностями в обучении или поведении.
- Выявление нарушений развития ребенка, используя для этого различные инструменты и методы оценки.
Первая задача. На ранних этапах своего развития (до детского сада, в детском саду и в начале первого класса) дети проходят скрининг (диагностику) для выявления потенциальных проблем в учебе или поведении. Не дожидаясь, пока ученики терпят неудачу в обучении, им предлагается научно обоснованное вмешательство.
Вторая задача заключается в осуществлении вмешательства для тех учащихся в системе общего образования, которые не демонстрируют прогресс в обучении или не достигают уровня своих сверстников. Таким школьникам назначаются более интенсивные виды вмешательства. Для оценки усвоения учащимися общей учебной программы и влияния более интенсивных видов вмешательства, используются методы мониторинга успехов. В некоторых классах ученики могут продолжать получать такое дополнительное обучение в течение значительного времени.
По третьей задаче, здесь реагирование на вмешательство является элементом работы по выявлению нарушений и может осуществляться различными способами.
Следует подчеркнуть, что первоочередная цель использования методики реагирования на вмешательство - обеспечение лучшей эффективности обучения и предотвращения академической неуспеваемости учеников, а не выделение учеников с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)