Наблюдение как один из компонентов процесса оценки детей с особыми образовательными потребностями
Наблюдение за детьми во время выполнения учебных задач является ключевым элементом процесса оценки развития детей. Благодаря систематическим наблюдениям, педагоги могут постоянно отслеживать развитие ребенка, предоставлять необходимую поддержку, отмечать достижения ребенка.
Наблюдение - это процесс наблюдения за ребенком во время его учебы или игры без вмешательства в его деятельность.
Наблюдение - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении детей.
Фиксирование сведений - это процесс документирования увиденного и услышанного.
Цель наблюдений
Целью проведения наблюдений является следующее:
- Определить склонности, интересы, умения и потребности каждого ребенка;
- Оценить процесс развития ребенка в течение некоторого времени;
- Определить необходимость изменений в среде. Наблюдение за играми и деятельностью детей дают педагогам возможность выяснить, удовлетворяют потребности детей учебным материалам и организации учебной среды.
- Определить проблемы. Наблюдения помогают понять, не нуждаются ли дети в специальной помощи (например, вследствие ухудшения зрения, слуха и т.д.). При определении таких проблем к работе с детьми могут привлекаться специалисты.
- Определить оптимальные пути решения проблемных ситуаций. Наблюдения помогают педагогам предсказать, как дети будут вести себя в определенных ситуациях. Например, когда у них могут наблюдаться приступы гнева, как они будут реагировать на разлуку с родителями, когда у них могут возникать противоречия из-за игрушек, других материалов и т.п. Такие знания помогают педагогам предотвращать возникновение возможных проблем и конфликтов.
- Оценить необходимость коррекции учебного плана. На основании наблюдений педагоги могут делать выводы о необходимости модификации учебного плана или планов.
- Собрать всю возможную информацию о ребенке, в том числе сведения, полезные для родителей и других специалистов. Собранные сведения могут оказаться важными и полезными не только для наблюдателя, но и для других членов команды. Поэтому целесообразно наладить эффективный обмен информацией между педагогами, родителями и специалистами. Помимо прочего, это способствует налаживанию плодотворных партнерских отношений.
- Помочь родителям больше узнать о своих детях. Активно сотрудничая с семьями и обучая их проводить наблюдения, педагоги могут помочь родителям лучше понять поведение и потребности своих детей.
Практика реагирования на вмешательство
Реагирование на вмешательство - это методика обучения, которая способствует раннему выявлению учащихся, у которых могут возникнуть трудности в учебе. Такие ученики получают дополнительную помощь, интенсивность которой меняется в зависимости от того, как ребенок реагирует на примененные педагогические подходы.
В современной системе образования часто наблюдается тенденция рекомендовать ученикам, которые систематически не успевают в школе, обследование в психолого-медико-педагогической консультации, которая в таком случае наиболее вероятно будет рекомендовать обучение по специальной учебной программе, особенно если обнаружит нарушения в развитии такого ученика. В большинстве случаев такое обучение осуществляется в специальных учебных заведениях. Впрочем, возможна и другая альтернатива, в том числе использование методики реагирования на вмешательство.
Суть методики реагирования на вмешательство заключается в том, что причиной низкой успешности учащихся признаются неудачно подобраны педагогические подходы, которые не дают ученикам возможности достичь успехов.
Иначе говоря, учащиеся оказываются невосприимчивыми к обучению, организованному соответствующим образом. Однако это может не означать, что такие ученики недостаточно старательные, они просто не понимают объяснений и требований учителя.
Учитель должен регулярно проводить мониторинг учебных достижений учащихся, чтобы убедиться в эффективности педагогических подходов и успешном овладении детьми знаний и навыков. Результаты мониторинга учебных достижений детей одного класса сравниваются между собой и, таким образом, выделяют учеников, которые показывают низкие результаты. Применение методики реагирования на вмешательство предусматривает, что учителя начинают действовать сразу, как только замечают отставание ученика.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)