Способы адаптации методов оценки
Адаптация методов оценки помогает ученикам участвовать в проверочном мероприятии. В отличие от модификации, адаптация не меняет содержание оценки. Изменяется способ представления контрольного задания или способ участия ученика в нем. Ученикам с особыми образовательными потребностями адаптация методов оценки может понадобиться для того, чтобы они продемонстрировали свои компетентности (знания, навыки, отношение), а трудности, связанные с определенными нарушениями развития, не мешали им в этом. Самые распространенные способы адаптации методов оценки касаются таких аспектов процесса оценки:
- Изменение сроков и графика работы - изменение продолжительности проверочного задания. Например, ученикам может отводиться больше времени на выполнение проверочного задания; им могут позволить изменить график работы (например, ученик может принимать участие в 15-минутных сессиях в течение четырех дней вместо одного раза в течение часа и т.д.). Такая адаптация помогает ученикам, которые испытывают трудности в чтении; тем, кто медленно пишет; использует оборудование, которое забирает много времени; не может сосредоточить внимание на протяжении длительного времени.
- Физическая среда - изменение места, где проводится проверочное задание. Например, ученику могут позволить выполнить проверочное задание в помещении для индивидуальной работы. Такая адаптация помогает ученикам, которые не могут сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание в присутствии других людей.
- Представление материала - изменение способа представления проверочного задания. Например, учителя или ассистенты учителя могут прочитать ученику указания о его выполнении и / или пункты теста, который предусматривает выбор одного верного ответа из набора готовых ответов. Или могут подготовить письмо с задачей, напечатанной крупным шрифтом, с цветовым кодом, что помогает ученику сконцентрировать внимание. Такая адаптация помогает ученикам с проблемами сенсорного восприятия; тем, кто испытывает трудности с чтением или пониманием указаний.
- Способ ответа - изменение способа выполнения учеником проверочного задания. Например, вместо того чтобы дать краткое письменное описание научного эксперимента, ученик дает устные ответы, которые потом за ним записываются. Или ученику могут позволить воспользоваться калькулятором, когда конечная цель - это решение математической задачи, а не выполнение действия сложения. Такая адаптация помогает ученикам с проблемами сенсорного восприятия и / или физическими трудностями, которые препятствуют выполнению задания обычным образом; ученикам, которые имеют проблемы с памятью, составлением фактов, определением направления, организованностью и другими трудностями в обучении.
При применении адаптации процесса оценки может возникать достаточно много трудностей. Следующие советы могут помочь учителям предупредить или избежать этих трудностей:
- Не принимайте безоговорочно идею, что всем необходима адаптация оценивания. Адаптация оценивания должна проходить параллельно адаптации обучения.
- Сверяйтесь с индивидуальной программой развития ученика. В некоторых случаях способ адаптации будет записываться в программе.
- Понимайте цель оценивания. Выбирайте только те способы адаптации, которые не мешают основной цели и содержанию проверочного задания. Например, если цель проверочной задачи - проверить умение выполнять арифметические вычисления, то калькулятор отдаст ученику несправедливое преимущество. Однако, если математический тест проверяет умение решать задачи, то использование калькулятора может быть вполне допустимым. Подобным образом, если вы прочитаете ученику тест, это не даст ему несправедливой преимущества (за исключением того случая, если этот тест проверяет умение читать). Во всех других случаях, чтение теста обеспечит ученику более надежную оценку его знаний.
- Выбирайте адаптацию, исходя из потребностей ученика. Адаптация должна соответствовать особым потребностям именно этого ученика. Не стоит привязывать способы адаптации к тому или иному нарушению развития или к тому, где осуществляется обучение (например, процентное соотношение времени, которое ученик проводит в классе, занимаясь по общей учебной программе). Хотя на практике бывает так, что ученики с одинаковыми проблемами нуждаются в одних и тех же способах адаптации, принятие решений не должно основываться только на этом.
- Рекомендуйте только ту адаптацию, которая действительно необходима. Слишком много вариантов адаптации могут перегрузить ученика и нанести вред, а не пользу. Рекомендуя более одного способа адаптации, убедитесь в том, что они совмещаются (например, не мешают друг другу и не является для ученика лишней нагрузкой).
- Уважайте культурные и этнические традиции ученика. Предлагая адаптацию, убедитесь в том, что у ученика и его / ее семьи это не вызовет неудобств.
- Планируйте адаптацию заранее. Рассмотрение возможностей адаптации оценивания должно начаться задолго до того, как это будет необходимо, для того, чтобы у ученика было достаточно времени ознакомиться с адаптацией и не иметь в связи с этим никаких неудобств.
- Определите, нуждается ли выбранный способ адаптации любой другой дополнительной адаптации. Некоторые виды адаптации, например, чтение теста вслух, могут отвлекать других учеников и поэтому требовать дополнительной адаптации места проведения оценки.
- Дайте ученику возможность попрактиковаться. Многие стандартизированные тесты очень отличаются от тестов, разработанных самим учителем, что может провоцировать у учащихся трудности. Ко многим тестам прилагаются образцы выполнения и тренировочные варианты. Безусловно, практиковаться с учеником на фактическом тесте некорректно, а вот варианты для тренировки специально предназначены для этого. Научите учащихся приемам выполнения тестов. Например, они должны знать, сколько времени им отводится, и верно выбирать темп, чтобы не терять слишком много времени на выполнение одного пункта. Научите школьников ориентироваться в содержании теста или в типах вопросов. Например, если надо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, объясните ученикам, что надо внимательно прочитать все варианты, отсеять неправильные, а затем выбрать правильный ответ.
- Привлекайте учащихся к процессу принятия решений. Если возможно, привлекайте школьников к выбору подходящего способа адаптации. Выясните, есть ли у ученика потребность в адаптации и хочет ли он ею воспользоваться. Если ученик не хочет пользоваться адаптацией (например, стесняется или адаптация для него слишком обременительна), тогда, скорее всего, адаптация не будет применяться.
- Встраивайте адаптацию оценки в учебный процесс класса. Никогда не объясняйте ученику незнакомую адаптацию во время проверочного задания. Желательно, чтобы ученик пользовался этой адаптацией во время регулярных уроков. По крайней мере, у ученика должно быть достаточно времени, чтобы научиться пользоваться адаптацией и попрактиковаться в ее использовании до начала выполнения проверочных заданий.
- Помните, что адаптация проверочного задания не обязательно полностью избавит ученика от неудач или дискомфорта. Адаптация дает ученику возможность продемонстрировать, что он знает и умеет делать. Она применяется для того, чтобы удовлетворить особые потребности ученика, а не для того, чтобы отдать кому-то предпочтение. Поэтому сама по себе адаптация не гарантирует хорошую оценку ученика и не снижает волнения по поводу выполнения проверочного задания или других эмоциональных реакций на саму ситуацию «проверки». Скорее всего, адаптация призвана дать всем равные возможности.
Использование модифицированных и альтернативных методов оценки
Во время контрольных работ оцениваются знания учащихся, поэтому следует обеспечить условия, чтобы большинство школьников с особыми потребностями могли участвовать в таких работах, при необходимости - с адаптацией. Когда ученики занимаются по учебной программе, в содержание которой были внесены те или иные изменения (модификации), необходимые модифицированные или альтернативные методы оценки. Такие методы оценки разрабатываются согласно таким же руководящими принципам, что и обычные методы оценивания.
Педагоги могут модифицировать оценивание, сократив объем материала (учебного содержания), знание которого ожидается от учащегося, например, выполнение только определенных пунктов задачи.
Альтернативные оценки используются в случаях, когда ученик занимался по программе другого содержания и его знания необходимо оценивать другим способом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)