Деятельность учебной команды в работе специалистов
Сейчас учителей поощряют (или от них требуют) неформально модифицировать учебную программу или делать это формально с помощью Индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план - один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми потребностями, формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услуги, которые он должна получать. Он разрабатывается командой педагогов и специалистов, объединяет их усилия с целью создание комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги оказывает каждый специалист. Родители - активные участники составления индивидуального учебного плана, поскольку они знают своих детей лучше других. Индивидуальный учебный план определяет необходимые адаптации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий. Он разрабатывается и реализуется для каждого ученика с особыми образовательными потребностями.
В следующей теме подробно рассматриваются компоненты индивидуального учебного плана и алгоритм его составления.
В инклюзивном заведении решение относительно форм, методов, средств работы с ребенком принимается коллективно; члены команды несут коллективную ответственность за результат. Также необходимо помнить, что:
- родители - равноправные члены команды;
- все члены команды имеют равный статус и считаются одинаково важными;
- знания и умения представителей разных дисциплин интегрируются во время разработки и реализации учебного плана работы с ребенком.
Общеизвестно, что эффективность учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-профилактической работы в инклюзивном классе значительной степени зависит от скоординированности действий педагога и разно профильных специалистов (педагога, социального работника, специального педагога, медицинского работника, психолога, помощника учителя, педагога, логопеда, родителей), которые входят в состав учебной команды. Профессиональное сопровождение ребенка с особенностями психофизического развития обеспечивает формирование необходимых навыков и умений, минимизации влияния физических и психических ограничений ребенка с особыми потребностями в процессе получения образования.
Поэтому одной из актуальных проблем инклюзивного образования, которая требует решения на данном этапе, является кадровое обеспечение инклюзивных учебных заведений. В штатное их расписание дополнительно должны вводиться такие должности, как педагог-дефектолог, педагог, логопед, ассистент педагога (воспитателя) интегрированного класса (группы).
Важно осознавать, что педагоги не в состоянии охватить всего, они не могут знать ответов на все вопросы относительно ребенка, однако, они должны знать, где или с чьей помощью можно найти эти ответы.
Специалисты по проблемам развития детей с особенностями психофизического развития могут во многом помочь педагогам. Логопеды, физиотерапевты, психологи, невропатологи, специалисты по физкультуре, трудотерапии, терапии поведения, диетотерапии, социальные работники - все они могут заложить свои кирпичики в основы успешного инклюзивного класса.
Состав команды зависит от личности ребенка и его психолого-педагогических особенностей. Члены команды совместно оценивают состояние развития каждого ребенка, разрабатывают перспективные и кратковременные индивидуальные планы работы с ребенком, реализует их вместе с ребенком, решают вопрос привлечения команды специалистов, планируют дополнительные услуги, анализируют результаты совместной деятельности, оценивают ее, а также разносторонне повышают свою квалификацию. Безусловно, ключевой фигурой команды является учитель.
Кроме конкретной команды, в школе создаются своеобразная сеть поддержки; это - все, кто работает с детьми школы, в том числе водители, повара, секретари и администраторы. Все они информируются, каким образом могут помочь ребенку с нарушениями развития. Необходимо делиться знаниями, полномочиями. Максимально эффективное использование местных ресурсов позволяет уменьшить потребность в посторонней помощи.
Работа в инклюзивных школах благодаря целенаправленной работе всех специалистов осуществляется в следующих направлениях:
- соматическая комплексная работа;
- неврологическая комплексная работа;
- психологическая комплексная работа;
- логопедическая комплексная работа;
- педагогическая комплексная работа;
- нейрофизиологическая комплексная работа;
- организованная родительская комплексная работа.
Работа специалистов в таких школах рассчитана на постоянную помощь и подчинена гибкости учебных программ, которые удовлетворяют потребности детей с различными возможностями и способностями. Дети с особыми потребностями получают необходимую дополнительную поддержку в контексте выполнения общепринятой учебной программы, а не пользуются специально разработанной. Поддержка осуществляется на постоянной основе, начиная с минимальной помощи, предоставляется помощником учителя, который присутствовал во время учебно-воспитательного процесса.
Профессиональные умения специалистов инклюзивных школ предусматривают:
- должное оценивание особых потребностей и возможностей детей;
- адаптацию и модификацию содержания учебных планов и программ;
- использование вспомогательных учебных технологий, в частности дифференцированных методик обучения;
- планирование и реализация совместной деятельности разно профильных специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- использование индекса инклюзии (внутри школьного мониторинга).
Все большее признание приобретает тенденция привлечения к педагогической деятельности в инклюзивной среде в качестве ролевой модели лиц с физическими недостатками, поскольку они могут служить примером успешной личностной и профессиональной реабилитации.
Работа всех специалистов учебного заведения направлена на достижение главной цели - подготовка ребенка к самостоятельной жизни. При этом значительное внимание концентрируют на том, чтобы помощь и поддержка в процессе учебы не превышала необходимую, иначе ребенок станет слишком зависимой от этой поддержки.
При планировании учебно-воспитательного процесса каждый из специалистов учебной команды основное внимание направляет на осуществление таких фундаментальных позиций:
- Необходимость внедрения инновационных педагогических подходов и методов, в том числе - при оценке учебных достижений обозначенной категории детей.
- Введение дифференцированного, индивидуального подхода практически к каждому ребенку с нарушениями развития (индивидуальных учебно- воспитательных программ и индивидуальных учебных планов.
- Обеспечение (для условий общеобразовательного учебного заведения) психолого-педагогического, коррекционно- реабилитационного сопровождения детей с нарушениями психофизического развития.
Чтобы обеспечить общий успех дела, следует с уважением относиться ко всем и вдумчиво и настойчиво работать в интересах ребенка.
Например, для составления учебной программы ученику с нарушениями познавательного развития (задержка психического развития, умственная отсталость)
необходимо определить уровень сформированности учебно-познавательных мотивов, знать особенности протекания психических процессов и пути их формирования.
Соответственно для работы нужно получить консультацию в олигофренопедагога (коррекционного психопедагога), который поможет раскрыть технологии работы с детьми с данным нарушением. То есть учитель должен осознать, что обучение ребенка будет проходить в игровой форме; применяться большое количество повторений, демонстрация выполнения задач; рисунки словесные инструкции выполнения деятельности и др. Ассистент учителя в учебно-воспитательном процессе значительное внимание уделять формированию навыков самообслуживания в школьном пространстве. Специалист по специальному образованию проводит дополнительные индивидуальные виды работы на формирование, закрепление, повторение и др. Родители, которые являются активными участниками учебного процесса, также должны участвовать в формировании у ребенка максимальной самостоятельности дома и способствовать развитию учебных способностей: внешкольные кружки, выполнение домашних заданий, дополнительные интересные виды занятий.
Такие же особенности построения коррекционных планов и учебных программ существуют для учащихся с другими нарушениями развития. Основное в работе учителя и ассистента - понять потребности ученика и осознать необходимость адаптации и модификации учебного материала, улучшить успешность обучения не только ребенка с особенностями психофизического развития, но и других учеников класса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)