Обучение в малых группах
Участие в групповых формах работы нередко требует от школьников наличия у них комплексных навыков. Для эффективного участия в такой работе они должны обладать достаточными знаниями и навыками по предметному содержанию в рамках учебной программы, а также иметь достаточно развитые социальные навыки для взаимодействия со своими сверстниками.
Если ученики недостаточно подготовлены к работе в группах, у них могут возникать проблемы с поведением. Для того чтобы привлечь учащихся к работе в малых группах, необходимо структурировать учебную задачу, чтобы она принесла пользу всем ученикам.
Термины «совместное обучение / кооперативное обучение» описывают ряд методов, большинство из которых соответствуют таким характеристикам:
- Малые группы (четыре-пять учеников), которые имеют общую задачу.
- Процесс работы характеризуется сотрудничеством, а не конкуренцией (например, все члены группы должны внести свой вклад, чтобы группа достигла положительного результата).
- Положительная взаимозависимость среди членов группы и индивидуальная ответственность, а также надлежащая отчетность.
Используя групповые формы работы для обучения детей с различными потребностями, следует принимать во внимание следующие рекомендации:
- Не используйте групповые формы работы для того, чтобы учить новому содержанию по программе. Лучше дать ученикам возможность попрактиковаться в том материале, который уже был представлен.
- Структурируйте задачу, чтобы учесть индивидуальные потребности учащихся. При планировании организации работы в малых группах целесообразно разделить задачи на более мелкие компоненты и этапы.
- Позволяйте ученикам выбирать, как именно они будут принимать участие в выполнении задания.
- Учите социальным навыкам непосредственно. Возможно, педагогам необходимо будет предусмотреть индивидуальную и групповую ответственность, а также отчетность за выполнение социальных навыков. Нужно будет сделать так, чтобы ученики использовали самоконтроль и отслеживали овладения навыками.
- Используйте индивидуализированные материалы (например, материалы, которые требуют владения навыками чтения различного уровня).
- Дайте указания членам групп о поддержке / помощи. Например, научите учеников, как обратить внимание члена группы на задание. Делайте так, чтобы члены группы были заинтересованы помогать друг другу, поощряйте их.
Обучение с помощью сверстников
Обучение с помощью сверстников дает ученикам возможность выступать в роли учителя по отношению к другим ученикам в классе. Это помогает им закрепить свои знания и навыки. В отличие от метода «одноклассники-помощники», когда один ученик может обратиться за помощью или советом к другому, метод «обучения с помощью сверстников» предусматривает взаимное обучение, то есть каждый школьник поочередно выступает в роли и учителя, и ученика.
Обучение с помощью сверстников - это метод, который учителя чаще всего используют, чтобы ученики попрактиковались и закрепили информацию.
Исследования показывают, что достижения учащихся с особыми потребностями улучшаются, когда они выступают и в роли учителей, и в роли учеников. Обучение с помощью сверстников, когда оно должным образом структурировано, зарекомендовало себя как эффективный метод работы с учащимися с различными потребностями, в том числе и учащимися с нарушениями развития. Среди положительных аспектов этого метода следует назвать следующие:
- Больше возможностей попрактиковаться и выполнить задачи в различных предметных сферах. Например, обучение с помощью сверстников является эффективным, когда необходимо помочь учащимся улучшить навыки чтения, правописания или решения математических задач.
- Возможность иметь непрерывную обратную связь для выполнения задания и увеличения количества правильных ответов.
- Меньше проблем, связанных с тем, что ученики отвлекаются от выполнения задания, и меньше проблем с поведением.
- Больше возможностей для учеников взять на себя ответственность за свое обучение.
Обучение с помощью сверстников в пределах всего класса является разновидностью обучения, которое эффективно помогает ученикам с особыми образовательными потребностями участвовать в учебном процессе, выступая как в роли учителей, так и в роли учеников.
Элементы этого метода включают в себя следующее:
- В каждой паре роли учителя и ученика - взаимные и обратные.
- Ученики придерживаются четко структурированного протокола взаимного обучения. Учитель индивидуализирует этот протокол, чтобы учесть потребности конкретных учеников. Это позволяет ученикам с различными потребностями участвовать в работе друг с другом. Например, «учителю» даются ответы (не предвидится, что он знает эти ответы), и он сравнивает эти верные ответы с теми, которые дает «ученик». В некоторых случаях «учитель», наблюдая ответ ученика, может показывать правильный ответ.
- Учеников учат, как быть «учителем», как ученику давать задания, как правильно устанавливать с ним обратную связь. Например, если ученик дает неверный ответ, то «учитель» во время обратной связи немедленно исправляет ошибку.
- Ученики следят за своими успехами и отмечают их. Например, правильные ответы за определенный промежуток времени.
Пример
Учительница Елена Т. дифференцирует обучение навыкам правописания, предлагая ученикам изучить различные списки слов. Она делает это таким образом: базовый список, который должны изучить все ученики, но кроме него она составила еще один список, в который включила более сложные слова, и этот список должны изучить только отдельные ученики. Елена Т. использует методику обучения с помощью сверстников в рамках всего класса для того, чтобы ученики потренировались в правописании следующим образом: ученикам присваиваются номера от одного до трех. Елена Т. подготовила для каждого номера соответствующие папки с этими словами, правописание которых ученики должны изучить на этой неделе. Каждый ученик получает случайно назначенного партнера. Партнеры вручают свои папки своим «учителям». «Учителя» в течение нескольких минут изучают слова в папке. Елена Т. устанавливает таймер на десять минут. В каждой паре ученики добровольно решают, кто будет «учителем» сначала. «Учитель» называет слово, а «ученик» его записывает. Если «ученик» пишет слово верно, то пара причисляет себе два балла. «Учитель» продолжает процесс, называя следующее слово. Если слово записано неправильно, то «учитель» должен исправить ошибку. «Учитель» или пишет слово правильно, или диктует правильное написание слова по буквам. [Примечание: в некоторых случаях «учитель» показывает ученику правильный ответ - в этом случае Елена Т. заранее записала правильные ответы на карточках]. «Учитель» просит, чтобы теперь ученик верно написал это слово трижды. Если ученик пишет слово верно, то пара причисляет себе один балл. [Примечание: если ученик все-таки совершает ошибку и не может написать это слово верно трижды, тогда пара вообще не получает ни одного балла]. Когда время заканчивается, ученики в паре меняются ролями. «Ученик» теперь становится «учителем» Выполнив эту задачу, пары подсчитывают набранные баллы и записывают в свой лист результатов. Затем они выстраивают диаграмму своих успехов на совместной таблице.
Если использовать эту методику для обучения социальных навыков, то она поможет достичь еще больших успехов. Например, «ученик» должен знать, как слушать, проявлять уважение и вежливо отвечать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)