Метод эксплицитного обучения
Огромный объем информации, которую содержит общая учебная программа, требует от учащихся значительного напряжения сил. В то же время, многие учащиеся с особыми образовательными потребностями не могут отличить важную информацию от несущественных фактов. Исследования показывают, что для многих учеников с особыми образовательными потребностями важно использовать методы эксплицитного обучения, особенно для освоения новой информации и развития новых навыков. Несмотря на то, что существуют различные определения эксплицитного обучения, большинство из них предусматривают следующие этапы учебного процесса.
- Вступительный этап:
- представление темы урока;
- активизация внимания учащихся. Необходимо убедиться, что все слушают и готовы воспринимать новый материал;
- четкое определение целей и ожидаемых результатов. Целесообразно использовать понятие «больших идей», которые помогают закреплять материал, фокусируя внимание учащихся на самом важном. Особенно полезны они для учащихся, имеющих серьезные трудности при восприятии и запоминании информации.
- повторение ранее изученного материала. Необходимо убедиться, что ученики усвоили знания и навыки, которые являются необходимым условием для понимания нового материала. Важно эксплицитно (то есть четко, понятно и доступно) объяснить имеющиеся связи между материалом, изученным ранее, и новым.
- Постановка цели - важно объяснить ученикам, для чего необходимо изучать новый материал. Необходимо показать взаимосвязь между учебным материалом и реальной жизнью, чтобы эта связь была понятна детям и имела для них смысл. Иногда учителя пользуются приемом обучения, «привязанным» к конкретной реальности, то есть обеспечивают ученикам, которым трудно воспринимать абстрактные понятия, среду, которые имеют для них смысл и понятное для восприятия материала. Например, если ученики изучают фотосинтез, учитель может «привязать» обучение в реальности, отметив, что они смогут лучше выращивать растения.
- Активизация уже имеющихся знаний учащихся. Нужно убедиться, что учащиеся имеют необходимые знания и навыки для участия в учебном процессе. Информация должна быть четкой и доступной. Активизируя имеющиеся знания учащихся, учитель компенсирует возможные недостатки учеников в умениях запоминать и усваивать учебный материал, указывая им на необходимость оценить объем задания и вспомнить уже известную информацию.
- Напоминание ученикам о правилах поведения на уроке и участия в работе. Чтобы обеспечить активное привлечение учащихся, особенно учащихся, имеющих проблемы с поведением, необходимо напоминать и подсказывать, участвовать в учебном процессе.
- Этап представления учебного материала и моделирование содержания урока
(Например, навыки, которые необходимо развить, новая информация, словарь и / или абстрактные понятия).
Помощь: четкое, понятное, полное и лаконичное. Надо исключить и / или сократить объем информации, которая может ученика запутать или отвлечь.
- Поэтапное представление материала в соответствии с темой урока. Важно моделировать и / или демонстрировать каждый составной элемент. В изучении новых навыков или процесса многим ученикам необходим тот или иной визуальный метод / стратегия (серия шагов), чтобы они могли его приспособить и выполнить задание. Такие методы успешно применяются в учебе детей с нарушениями когнитивного развития, а также школьников, которые часто сами не могут создать собственные действенные и эффективные методы / стратегию обучения.
- Вопросы по теме урока. Привлекайте учащихся, постоянно давая им возможность отвечать в устной и письменной форме. Высокий уровень интерактивности обучения помогает поддерживать активное участие детей и способствует их успехам. В начальной школе вместо ответа одного ученика часто используется повторение хором.
- Темп урока, который обеспечит максимальное участие и внимание учеников. Темп урока - это скорость подачи учебного материала и ожидание реакции учеников. Хотя темп урока всегда индивидуальный - в зависимости от группы и содержания, часто рекомендуется живой темп, который способствует тому, чтобы ученики, особенно с проблемами поведения. Кроме того, учитель должен отводить «время на обдумывание» или «время на ожидание», чтобы помочь ученикам как следует понять, чего от них хотят. Время, которое отводится на паузу и размышления, должно меняться в зависимости от конкретного ученика и содержания урока.
- Наведение различных примеров. Важно использовать как верные, так и неверные примеры, графические организаторы для наглядной подачи материала. Графические организаторы дают возможность использовать «ярлыки» для того, чтобы систематизировать информацию или организовать важные аспекты понятия. В качестве примеров можно привести семантическую паутину-сеть (сеть), диаграмму Венна, схему последовательности, «карту понятия», «карты рассказы» и другие.
- Этап предоставления учащимся возможности попрактиковаться под руководством педагога (практическое направление)
• Предоставление всем ученикам возможности попрактиковаться (например, продемонстрировать достигнутую цель урока) с помощью педагога.
Отдельным учащимся может понадобиться поддержка учителя в процессе усвоения ними новых знаний. Такая поддержка используется для того, чтобы удостовериться, что ученик усвоил новый материал. Это временная мера: как только вы убедились в этом, помощь или поддержка постепенно сокращается и / или прекращается. Например, Николаю нужна поддержка, чтобы выполнить математические действия, которым он только научился, на листе с заданием. Учительница поддерживает его, вместе с ним прочитав математическую задачу вслух. Затем учительница моделирует, каким образом надо решить задачу. Далее она читает вслух новую задачу. На этот раз она просит Николая назвать ей каждое действие, которое он будет выполнять. Она сама выполняет каждое действие и дальше читает задачу и подсказывает Николаю, как решить каждое действие. Она сокращает количество подсказок, когда становится понятно, что Николай может продвигаться дальше без них. В конце концов, Николай может решать такие задачи уже без учительских подсказок.
Использование обратной связи - оценивайте учеников и ситуации. Внимательно следите за работой учащихся, при необходимости применяйте уместны способы исправления ошибок.
Стимулирование позитивной самооценки учащихся. Просите учеников оценить свою работу поэтапно (например, «закончил ли я каждый этап работы?») или в смысле соответствия критериям (например, «Как я поработал?»).
Оценка продвижения учащихся к целям урока. При необходимости повторите объяснение и / или обеспечьте дополнительную поддержку.
- Этап предоставления учащимся возможности попрактиковаться самостоятельно
- Предоставление возможности учащимся самостоятельно продемонстрировать достигнутую цель урока. Продолжайте поддерживать учеников, которые в этом нуждаются.
- Помощь ученикам обобщить полученные знания и распространить их на новые ситуации (например, применять навыки расшифровки, которыми они овладели на уроке чтения, в тот же день на уроке обществоведения).
- Привлечение семьи. Привлекайте их к тому, чтобы они создавали для учащихся возможность практиковать навыки дома и в обществе.
- Этап окончания урока
Еще раз напомните учащимся, чему они научились. Покажите им взаимосвязь с содержанием предыдущих уроков и с «большими идеями». Заранее расскажите (или дайте им графический органайзер) о том, как будет строиться ваша работа в дальнейшем, на следующих этапах.
Эксплицитное обучение - один из методов, которыми учителя могут пользоваться, чтобы дифференцировать обучение. Педагоги должны применять методы преподавания, которые обеспечивают доступность учебного материала, что облегчает его запоминание, а также обеспечивает возможность учащимся с особыми образовательными потребностями достичь соответствующего успеха в рамках общей учебной программы. Метод эксплицитного обучения обеспечивает существенную поддержку и доступность содержания учебной программы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)