Выбор вида адаптации для учета тех или иных потребностей учащихся
Адаптация и модификация учитывают конкретные потребности ребенка и охватывают такие аспекты развития ребенка:
- Поведение - адаптация, направленная на решение проблем, связанных с мотивацией и выполнением установленных правил и требований к поведению ребенка. Например, ученику с недостаточным вниманием может потребоваться больше возможностей для активного движения. Учитель учитывает эти потребности, часто давая ученику отдохнуть (перерыв). Другим примером может быть то, что ученик с нарушениями умственного развитии не овладел установленным порядком перехода к играм на свежем воздухе. Учитель учитывает эту потребность и готовит карту с подсказками, на которой с помощью картинок показываются необходимые действия ребенка. Например, картинки, где он убирает материалы, одевает пальто и перчатки, берет мяч или скакалку из коробки и т.п.
- Организационные навыки - адаптация, которая помогает детям сосредоточиться на задании, которое выполняется. Например, ученик, читая вслух, теряет место, где он читает. Учитель учитывает эту потребность, позволяя ученику пользоваться линейкой. Линейка кладется под то предложение, которое читает ученик. Или ребенку с нарушением зрения сложно сконцентрироваться на рабочих листах, где содержится много информации. Педагог проводит адаптацию, учитывая эту потребность, уменьшая объем информации для этого ребенка и, при необходимости, используя выделения различных разделов на странице.
- Сенсорные потребности - адаптация путем предоставления ученику таких средств, как слуховой аппарат, очки и т.п., а также помощи, чтобы компенсировать сенсорные проблемы или потерю возможности использовать органы чувств. Например, ученика с потерей слуха сажают в классе подальше от вентиляторов и шумных мест (окон, дверей и т.д.). Или ученика с церебральным параличом, которому трудно разговаривать, учат пользоваться специальным электронным устройством, которое синтезирует голос. Его одноклассников также учат общаться с ребенком с помощью этого вспомогательного устройства.
Учителю необходимо приложить усилия, чтобы привлечь также родителей / членов семьи ученика к поиску идей для возможной адаптации. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, часто имеют значительный опыт проведения адаптации дома. Кроме участия в составлении индивидуальной программы развития, они могут предлагать свои идеи о возможной адаптации в течение всего учебного года. Целесообразно выяснить у членов семьи о всех видах адаптации, которые они используют дома. Кроме того, при планировании соответствующей адаптации в классе, важно, чтобы подобные виды адаптации были запланированы и дома.
Использование модификаций
В отличие от адаптации, модификация может предусматривать изменения в содержании обучения, которые могут осуществляться с помощью следующих форм:
- Сокращение содержания, которое необходимо усвоить. От ребенка требуется участвовать только в некоторых частях урока и / или овладеть лишь частью учебного содержания. В предыдущем разделе обсуждалось, как анализировать требования учебной программы. Иногда требования урока превосходят способности ученика, однако от этого ученика все же требуется частичное участие в уроке. Например, ученика с нарушениями умственного развития можно попросить прочитать упрощенное изложение темы, тогда как его одноклассникам необходимо полностью прочитать раздел учебника.
- Снижение требований. От ученика могут требовать выполнить только часть урока: усвоение того же материала или только его части. Например, ребенка с физической инвалидностью, что влияет на скорость его письма, можно попросить выполнить всего десять пунктов, вместо 20-ти, как это требуется от остальных детей в классе. Или ученику, который имеет существенные проблемы в результате дисграфии, можно позволить продиктовать его историю ассистенту учителя и таким образом обойти требование, связанное с аккуратностью письма.
Любые виды модификации необходимо обсуждать с семьей ребенка, поскольку в большинстве случаев модификация изменит то, что ребенок должен знать и уметь делать.
В процессе планирования учителя анализируют требования учебной программы и методы обучения. После анализа они определяют те методы обучения, которые могут создавать трудности для участия в учебном процессе как для всех детей, так и для отдельных учеников.
В дальнейшем во всех этих аспектах осуществляются адаптация, модификация и предполагается подкрепление / дополнительное обучение. Понимание предварительных условий, указанных в учебной программе и методах обучения, дает педагогу возможность обеспечить овладение навыками всех учащихся, обеспечивает их полноценное участие в учебном процессе.
Использование методов эксплицитного обучения и учебных стратегий для обеспечения дифференциации обучения
Обучение, которое осуществляется для всего класса (то есть без разделения на малые группы) при отсутствии дифференцированного подхода к учащимся, обычно не дает надлежащих результатов для большинства учащихся, особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Учителя, которые планируют учебный процесс, учитывая наличие в своих классах учащихся с различными потребностями, пытаются использовать различные методы эффективного обучения.
Необходимо отметить два основных метода обучения, которые успешно зарекомендовали себя во время представления нового учебного материала и обучения новым навыкам учащихся с различными потребностями, в том числе детей с нарушениями развития.
Это методы эксплицитного (сознательного) обучения и учебных стратегий.
Оба метода обучения обеспечивают учителю основу для дифференцированного подхода в преподавании, и их можно включить в обычные уроки.
Эксплицитное (сознательное) обучение в отличие от имплицитно (бессознательного) обучения относится к такой модели обучения, которое является доступным для понимания. Понятие эксплицитного обучения, которое пришло с когнитивной психологии, предполагает, что эксплицитное обучение происходит быстро, иногда в форме инсайта, под контролем сознания. Зато имплицитное обучение происходит медленно, требует многочисленных повторений материала, базируется на формировании ассоциаций между событиями и фиксирует причинно-следственные связи между ними. Результаты имплицитно обучения труднодоступны для рефлексии, поэтому человек может не знать, чему именно он научился.
Стоит отметить, что применение этих методов может оказаться недостаточным для учета специальных потребностей всех учащихся, поэтому их следует считать коррекционными в традиционном смысле этого слова. Они рассчитаны на использование во время урока и повышения способности учащихся к обучению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)