Анализ учебных целей и задач, методов преподавания
После анализа соответствия учебного содержания уровню владения учащимися знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы достичь предусмотренных учебной программой результатов, следующим шагом должен стать анализ методов преподавания. Этот шаг предусматривает необходимость определения уровня владения учащихся знаниями и навыками, необходимыми для полноценного участия в работе с помощью выбранного учителем метода обучения. Иначе говоря, у учащихся могут отсутствовать необходимость и мотивация изучать материал, если учебный метод не соответствует их способностям в обучении.
Анализируя учебные методы, учителям необходимо рассмотреть наличие у учащихся таких навыков, которые станут предпосылкой успеха ребенка:
- Когнитивные навыки. Методы обучения предусматривают обязательное наличие у учащихся некоторых когнитивных навыков и знаний. Например, когда ученики получают указания или им предлагается какое-то новое понятие, ожидается, что они имеют соответствующий словарный запас и необходимые знания. На занятиях по математике ожидается, что ученики знают определенные методы решения задач. Если ученикам даются письменные указания, необходимо, чтобы они умели читать, могли понимать эти указания и выполнять их.
- Социальные навыки. Большая часть обучения происходит в группах вместе с другими учениками. Без соответствующих навыков взаимодействия и общения участие ученика в процессе обучения будет ограниченным. Например, «обучение в сотрудничестве» предусматривает, что учащиеся умеют выслушивать друг друга, ждать своей очереди, задавать вопросы, делиться информацией, принимать групповые решения и тому подобное. Многие из занятий в учебных центрах или центрах деятельности предусматривают, что ученики умеют делиться материалами, предлагать свои идеи, выслушивать комментарии (обратная связь), предлагать помощь и тому подобное.
- Навыки самостоятельного изучения. Многие учебные заведения требуют от учеников проявлять самостоятельность в процессе обучения. Среди навыков, позволяющих ученикам учиться самостоятельно, является умение ставить цели, завершать задания, умение следовать указаниям, быть подготовленным, соблюдать график и т.д.
- Физические / моторные навыки. Многие из уроков / методов обучения предусматривают определенные физические движения. Например, школьников могут попросить перейти из одного места в другое, поднять руку, использовать инструменты (например, ножницы) и т. п.
Некоторые ученики не владеют этими навыками, которые являются предпосылкой успеха того или иного метода обучения, что может осложнить их участие в учебном процессе.
Анализ методов обучения - это второй этап планирования учебного процесса для учащихся с различными потребностями. Следующий этап заключается в том, чтобы использовать методы, которые соответствуют различным потребностям учащихся. Это предполагает адаптацию и модификацию обучения.
Осуществление адаптации и модификации
Эффективные педагоги умеют менять учебный процесс для того, чтобы он как можно лучше отвечал потребностям и возможностям учеников - характер подачи учебного материала, учебные задачи, ожидания и оценки. Каждый учебный метод предполагает тот или иной способ восприятия (обучения). Часто учителя, не осознавая этого, создают трудности в обучении учащихся из-за неудачного выбора учебного метода. Учителю необходимо проанализировать навыки, которые ранее помогли ученикам преуспеть, выявить сферы, где школьники, возможно, не обладают необходимыми знаниями и навыками, а затем внести соответствующие изменения. Эти изменения, или приспособления урока к потребностям учащихся, могут приобретать такие формы:
- Адаптация обучения - меняет характер обучения, не изменяя при этом учебное содержание или понятийную сложность учебного задания. Например, выполняя задачи по математике, школьникам надо рассортировать счетные палочки на кучки с разным количеством в каждой. Обычно большинство учащихся имеют трудности при организации материалов на своем рабочем месте (требуется условие - владение навыками самостоятельного изучения, владение физическими / моторными навыками). Учитель решает адаптировать эти условия (обойти препятствие), помогая ученикам при организации материала: он выдает им крышки от картонных коробок, чтобы они работали с палочками. Края крышки не дают палочкам скатываться и падать со стола, что помогает ученикам сосредоточиться на выполнении задания.
- Модификация обучения - меняет характер обучения, изменяя содержание или понятийной сложности учебного задания. Например, часть тематического блока, посвященного экосистемам, предусматривает, что учащиеся примут участие в экскурсии на ближайшую реку, проведут там наблюдения, полевые записи и, вернувшись в класс, напишут отчет. Но, после анализа методов обучения учительница определила, что половина ее учеников пишут очень медленно (необходимое условие - владение навыками самостоятельного изучения). Поскольку учительница заинтересована в эффективности этого занятия, она решает изменить часть занятия, связанные с ведением полевых записей и написанием отчетов. Она решает модифицировать учебное занятие, предложив ученикам выбор - вести полевые записи или делать зарисовки. Более того, она решает попросить ассистента учителя также сделать зарисовки различных элементов. Когда дети вернутся в класс, они будут иметь выбор: смогут или писать отчет по результатам своих полевых записей или сделать подписи и написать описание рисунков, выполненных ассистентом учителя.
- Подкрепление / дополнительное обучение - дополнительные занятия / задания могут потребоваться, чтобы дать ученикам возможность усвоить / изучить учебное содержание. Например, в учебном блоке на тему «Транспорт» в одной истории говорится о скором пассажирском поезде. Однако большинство учеников никогда не выезжали за пределы села, где они живут. Учитель считает, что отсутствие базовых знаний (необходимое условие когнитивного характера) может потенциально помешать ученикам понять материал, и поэтому решает дополнительно подкрепить обучение. Перед тем как прочитать эту историю, ученики рассмотрят фотографии скоростных пассажирских поездов. Кроме создания базовых знаний такое подкрепление также облегчает понимание и тем ученикам, которые уже имеют предварительные знания о скоростных пассажирских поездах.
Адаптация обучения
Многие из педагогов регулярно проводят адаптацию учебного процесса, считая, что такая практика обеспечивает качество обучения.
Например, учитель может записать ключевые слова мелом на доске, представляя эти слова; или вывесить на стене график работы в классе, чтобы помочь ученикам организовать свое время; или при переходе к другому виду занятий дать ученикам несколько вербальных подсказок и тому подобное. Несмотря на то, что общая адаптация обучения может существенно помочь ученикам с особыми образовательными потребностями успешно участвовать в работе, им могут быть необходимы и более индивидуализированные адаптация и модификация.
Адаптация помогает учителю приспособить методы обучения с индивидуальными возможностями детей с особыми образовательными потребностями, учесть возрастные потребности учащихся и их интересы. Целью осуществления адаптации является также поддержка отдельных учеников в компенсации их интеллектуальных, физических или поведенческих особенностей развития. Учителя осуществляют адаптацию, чтобы обеспечить детям равные возможности для участия в процессе обучения. Иначе говоря, адаптация дает детям возможность принимать полноценное участие в учебном процессе, а не отдавать им любое преимущество.
Адаптацию в классе можно организовать для таких аспектов учебного процесса:
- Физическая среда - проведение изменений в физической среде, распределении детей на группы, порядок рассаживания детей и тому подобное.
- Учебный процесс -изменения в процессе представления учебного материала, проведении учебных занятий, использовании методов обучения.
- Материалы - приспособление учебных материалов к индивидуальным потребностям учеников. Материалами могут быть книги, игрушки, листы с заданиями для учеников, манипуляционные предметы и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)