Дифференциация обучения: осуществление адаптации и модификации
Анализ учебных целей и задач, методов преподавания
Как уже ранее отмечалось, индивидуализация учебно-воспитательного процесса является предпосылкой успешности обучения всех детей, но для ребенка с особыми образовательными потребностями она особенно важна. В то же время, для детей с особыми образовательными потребностями может потребоваться дополнительная, иногда специализированная, поддержка в обучении, которая позволит им принимать полноценное участие в учебных занятиях и реализовывать свой потенциал. Нет универсальных рецептов осуществления индивидуализации обучения, особенно, когда речь идет об обучении учащихся с различными потребностями. Однако, чтобы достичь успеха, педагоги должны знать основные стратегии обеспечения индивидуализации обучения, учитывая потребности учащихся, обусловленные их развитием, интересами и разного рода отличиями. Такими стратегиями являются адаптация и модификация, которые педагоги должны планировать и осуществлять на разных этапах своей деятельности, в том числе при:
- Планировании - каким образом учитель использует индивидуальную программу развития ученика для создания учебного плана и методов обучения, соответствующих уровню развития ребенка, его индивидуальным потребностям и стилю обучения (восприятия), которому он отдает предпочтение.
- Исполнение - каким образом учитель осуществляет учебный процесс, при необходимости адаптируя и модифицируя его для учеников с особыми образовательными потребностями.
- Осмысление - каким образом учитель оценивает учебный процесс и прогресс учеников для принятия эффективных решений, которые могут улучшить процессы преподавания и обучения, а также обоснованно планировать индивидуальную программу развития.
Кроме указанных ранее компонентов индивидуальной программы развития, этот документ должен также содержать в себе информацию, которая указывает на источники поддержки, в том числе мероприятия по коррекции, адаптации или модификации обучения, необходимые для того, чтобы ученик мог достичь целей и задач, указанных в программе.
Осуществление адаптации и модификации обеспечивает доступ к обучению всех учащихся, но эти процессы являются особенно важными для обеспечения доступа к обучению учащихся с особыми образовательными потребностями. Для того чтобы запланированные адаптация и модификация были эффективными, учителям необходимо сначала проанализировать учебные задания, которые они ставят перед учениками, для того, чтобы определить, могут ли ученики реально добиться успеха. Во время такого анализа учителям важно определить с целесообразность использования учебных задач, предусмотренных учебной программой, в конкретной ситуации, а также целесообразность использования того или иного метода преподавания.
Планирование уроков для различных групп учащихся нуждается в «проактивном» (опережающем) подходе. Цели и задачи учебной программы должны отражать весь спектр способностей учащихся класса, давать всем учащимся возможность активно участвовать в учебных занятиях. Учитель должен убедиться, что учебный материал / содержание не является причиной трудностей в обучении. Например, трудности обычно возникают, когда когнитивный уровень учебного материала слишком высок. Это требует от ученика навыков, которых у него нет, или предполагает наличие базы знаний, которая у него отсутствует.
Анализируя цели учебной программы их соответствия возможностям ребенка и, разрабатывая задания для учащихся с особыми потребностями, педагогам необходимо:
- Определить навыки, которые необходимы ученику для выполнения соответствующего задания, и найти подтверждение того, что учащиеся владеют этими навыками.
- Подумать над возможностью учеников дополнительно попрактиковаться в навыках, которыми они уже овладели, перед тем, как перейти к следующему шагу.
- Ознакомиться с индивидуальной программой развития учеников, чтобы выяснить, не отличаются ли цели, определенные в индивидуальной программе развития, от целей общей учебной программы.
В некоторых случаях в индивидуальной программе развития ученика может содержаться информация об уровне участия ученика в усвоении общей учебной программы, а также о видах поддержки, которые ему необходимы. В программе могут также указываться задачи, отличающиеся от задач, указанных в общей программе. Для учащихся с нарушениями развития может быть необходима модификация учебного материала (содержания), которую можно осуществить следующим образом:
- Ученик способен усвоить содержание учебной программы, но ему необходима адаптация учебного процесса. Поэтому он работает для достижения тех же результатов (содержание обучения), что и сверстники, но форма (процесс) обучения может отличаться.
- Ученик способен усвоить лишь часть материала учебной программы. В таком случае он может сосредоточиться лишь на некоторых учебных задачах, которые соответствуют его потребностям и возможностям.
- В настоящее время ребенок не способен усвоить учебный материал, предусмотренный учебной программой, поэтому для него необходимо определить другие учебные цели. Однако в таком случае учитель должен найти способы привлечения этого ученика к уроку таким образом, чтобы это имело для школьника смысл. Учитель может дать ученику задания в соответствии с учебной программой специального учебного заведения, предоставив ему возможность работать над достижением целей в той же сфере, но на другом уровне.
Пример
Ученик может заниматься вычитанием однозначных чисел, тогда как большая часть учеников занимается вычитанием двузначных чисел. Или учитель может составить такую параллельную учебную программу, где ученик может участвовать в занятии / задании, но работать над другой целью. Например, большинство школьников проводят эксперименты по естествознанию в лаборатории, а ученик с особыми образовательными потребностями может выполнять наблюдения и развивать свои навыки запоминания, проверяя, на всех ли столах имеются необходимые материалы и оборудование.
Если учебный материал не соответствует потребностям и возможностям ученика, то никакие действия и усилия педагога не приводят к положительным результатам. Если ребенок не в состоянии выполнить задачу / задание, то педагог обязан дифференцировать ожидаемые результаты.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)