Особенности организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе
Структура индивидуальной программы развития
Индивидуальная учебная программа содержит следующие разделы:
- Общая информация о ребенке
Имя и фамилия, возраст, телефоны родителей, адрес, информация об особых потребностях в обучении, дата зачисления ребенка в школу.
- Актуальный уровень успешности
Команда специалистов в течение 1-2-х месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучает возможности и потребности ребенка, фиксирует результаты изучения:
- его умения, сильные качества и трудности, стиль обучения (визуальный, кинестетический и другие, особенно если один из стилей доминирует), сферы развития, где ребенок нуждается в дополнительной помощи;
- информацию о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к обучению (сведения, предоставленные психолого-медико-педагогической консультацией). Вся информация должна быть максимально точной, поскольку она является основой для дальнейшей разработки учебных целей и задач.
Обычно обсуждение актуального уровня знаний ребенка с особыми образовательными потребностями является первым пунктом в повестке дня на заседании о вопросах создания индивидуальной программы развития. Если членам команды удается прийти к общему мнению об актуальном уровне знаний ребенка и его развития, то обсуждение следующих составляющих этого документа - летних учебных целей и целей развития ребенка, краткосрочных задач происходит гораздо эффективнее. Характеристика актуального уровня знаний должна отражать учебные достижения ученика и сформированность у него навыков поведения.
Прежде всего, педагоги должны проанализировать соответствие требований учебной программы и методов, используемых на уроке, актуальным и потенциальным возможностям ребенка с особыми образовательными потребностями, а также выяснить, в какой поддержке нуждается ученик. Этот анализ должен содержать описание предметных областей, где ученик сталкивается с трудностями; его сильные стороны; ситуации, в которых ученик нуждается в помощи для ориентирования в пространстве или повседневной жизни, а также перечень допрофессиональных и профессионально-технических навыков. Кроме того, следует проанализировать результаты задач, выполненных учеником в классе в рамках учебной программы. Их необходимо сопровождать дополнительными объяснениями условий, в которых проходил контроль знаний и навыков и интерпретации полученных результатов. Например, недостаточно только отметить, что ученик имеет средний уровень знаний, поскольку для другого специалиста, внедряющего индивидуальную программу развития, такая информация не будет иметь никакого смысла.
Информацию об актуальном уровне успешности можно получить непосредственно из отчета мультидисциплинарной команды и дополнить его данными предыдущих обсуждений с учителями. Сюда нужно добавить также результаты наблюдений за учеником в классе. Если нужна помощь, чтобы определить актуальные показатели ребенка на основе отчета этой команды, нужно уточнить все необходимые детали до начала заседания о рассмотрении индивидуальной программы развития. Важно избегать терминов, которые могут запутать участников, не знакомых с терминологией соответствующей отрасли.
- Учебные цели и краткосрочные задачи
Индивидуальная программа развития разрабатывается сроком на один учебный год и должна содержать годовые ориентиры по каждому учебному предмету, по которому ученик нуждается в помощи.
Формулировка годовых учебных целей - это второй пункт в повестке дня на заседании о разработке индивидуальной программы развития. Такие цели отражают широкие проблемные участки, по которым было достигнуто согласие и над которыми должна работать команда. На этом этапе очень важно согласование годовых целей между всеми членами команды. Для выработки целей на год следует опираться на отчет мультидисциплинарной команды, учитывать результаты бесед с предыдущими учителями ребенка и педагогами, которые работают с ним сейчас, учитывать результаты наблюдений и характеристики потребностей ребенка с точки зрения его родителей.
Краткосрочные задачи - это последовательность этапов, которые должен проходить ученик, в достижении годовых целей.
После согласования характеристики актуального уровня успешности и годовых учебных целей можно переходить к разработке краткосрочных задач или промежуточных контрольных показателей, направленных на реализацию годовых целей. Кроме того, в процессе их формулировки становится понятно, какие услуги необходимо предоставить учащемуся.
Основой для выработки краткосрочных задач или промежуточных контрольных показателей служат данные актуального уровня успешности и услуги, которые понадобятся ребенку для выполнения целей своей индивидуальной программы развития.
Пример
Рассмотрим ситуацию 12-летнего ученика: мальчик читает на уровне подготовительного класса специального учебного заведения, при этом делает многочисленные ошибки, плохо понимает прочитанное. В индивидуальной программе развития для такого ребенка указано о целесообразности обеспечения дополнительной программы по чтению с регулярными занятиями пять дней в неделю. Одной из учебных целей на год является улучшение навыков чтения до уровня первого класса с допущением не более трех ошибок на каждые двадцать слов. Поэтому определяются краткосрочные задачи, которые планируется выполнять последовательно: до конца ноября, до конца февраля и до конца мая. Каждая следующая краткосрочная задача формулируется, исходя из предыдущей, и является средством наблюдения за прогрессом ребенка.
Важной особенностью краткосрочных задач является то, что они определяют методы преподавания, критерии и периодичность оценки.
Итак, краткосрочные задачи включают:
- Определение знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ученик, в соответствии с годовыми учебными целями.
- Методы достижения соответствующей цели.
- Критерии оценки ее достижения.
- Сроки периодического оценивания.
Краткосрочные задачи или промежуточные контрольные показатели позволяют учителю и родителям наблюдать за успехами ребенка. Если определенные ожидаемые результаты не достигнуты или, наоборот, достигнуты быстрее предусмотренного срока, то на протяжении учебного года осуществляется просмотр индивидуальной программы развития в этой части. То есть просмотр индивидуальной программы развития ученика можно делать чаще, чтобы вносить изменения тогда, когда в них возникает необходимость.
- Дополнительные услуги и модификации
Дополнительные специальные услуги - это образовательные услуги и вмешательства, необходимые ребенку для усвоения учебной программы, как, например, логопедические услуги, услуги по переводу, услуги психолога, физио- и трудотерапия, организации отдыха, в том числе лечебно-оздоровительного; консультационные услуги, в том числе консультации педагога; услуги по улучшению мобильности и ориентации. К дополнительным услугам относятся также медицинские услуги, в частности, услуги школьной медсестры (при необходимости).
В каждой индивидуальной программе развития указывается перечень дополнительных услуг для ученика, в том числе специальные образовательные услуги; виды поддержки, адаптации или модификации для работы в обычном классе. Кроме того, следует отметить место и продолжительность предоставления этих услуг. Такая информация должна быть понятной всем присутствующим на заседании, а также любому другому человеку, который будет читать индивидуальную программу развития.
Команда по разработке индивидуальной программы развития должна решить вопрос о целесообразности осуществления соответствующих модификаций специальных образовательных и дополнительных услуг, чтобы создать условия для достижения ребенком годовых целей, указанных в индивидуальной программе развития, и полноценного участия в учебном процессе. Речь идет, например, о чтении вслух заданий для учащихся с полной или частичной потерей зрения или о выделении дополнительного времени для учащихся с задержкой психического развития.
Точно оценить знания, умения и навыки некоторых учеников достаточно сложно, даже с применением модификаций. В таком случае в индивидуальной программе развития необходимо объяснить, почему для этого ребенка не подходят стандартные формы и методы оценки, а также запланировать альтернативные формы оценивания.
К составлению индивидуальной программы привлекаются родители, которые должны иметь четкое представление о том, почему обучение ребенка требует разработки такой программы. Кроме того, такое сотрудничество обеспечит информирование родителей о потенциальных возможностях ребенка, динамику его развития и урегулирует комплекс противоречивых вопросов, которые могут возникать у родителей и педагогов в процессе обучения ребенка.
Кроме того, родителей следует информировать о прогрессе, достигнутом ребенком в реализации индивидуальной программы развития. При этом родители в любое время могут обратиться с просьбой организации заседания о вопросах рассмотрения индивидуальной программы развития. Один из возможных способов информирования родителей о прогрессе ребенка в достижении учебных целей - это направление родителям коротких информационных сообщений о текущих успехах ребенка и / или сообщения о достижении тех или иных целей.
Обязанность школы в предоставлении информации об успехах ученика еще раз подчеркивает значение индивидуальной программы развития как механизма подотчетности. Например, если прогресс в достижении той или иной учебной цели не наблюдается, это вызывает необходимость пересмотра ИПР.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)