Контроль и оценка
Контроль и оценка работы ассистента учителя должны базироваться на четких должностных инструкциях. Учителя должны часто устанавливать с ассистентами обратную связь, которая касается их профессиональной деятельности. Такое сочетание обратной связи, положительной поддержки и использования практики самооценки облегчают учителю процесс официального контроля. Учителя должны принимать непосредственное участие в оценке работы ассистентов.
Учителя должны четко понимать процесс контроля и оценки, включая регулярное ведение документации, проведение наблюдений, установление непрерывной обратной связи по таким критериям выполнения:
- пунктуальность;
- сильные и слабые стороны;
- способность следовать инструкциям;
- коммуникативные навыки;
- отношение к работе;
- управления временем;
- работа и организационные навыки;
- способность воспринимать предложения и критику;
- инициатива и наличие ресурсов;
- отношение к ученикам;
- зависимость.
Возникновение проблем
Когда у учителей возникают трудности во взаимоотношениях с другим персоналом, им всегда нужно стремиться решить проблемы путем обсуждения именно с тем человеком, которого это касается. Учителя должны привлекать к процессу других людей только при условии, что непосредственные переговоры не смогут решить существующую проблему. Они должны изложить свои проблемы письменно в коротком документе на основе зафиксированных фактов и случаев, а не на субъективной трактовке ситуации.
Так же, как учитель должен говорить непосредственно со своим ассистентом о трудностях и проблемах в отношениях с ним, ассистенты тоже должны обсуждать подобные проблемы именно с учителем. Руководство учебного заведения необходимо привлекать к этому процессу только тогда, когда эти переговоры не дадут приемлемого для обеих сторон результата.
Руководство школы со своей стороны не должно просить ассистентов учителей отчитываться о работе учителя, поскольку в данном случае речь идет о репутации обеих сторон. Однако, если учитель или ассистент учителя имеют основания подозревать, что сотрудник или волонтер совершают криминальные действия, например, физическое или сексуальное насилие, они должны доложить об этом непосредственно соответствующим органам.
Как итог, следует отметить, что, поскольку действующее законодательство недостаточно регулирует отношения между учителями и помощниками учителей, то перед учителями стоит задача сделать эти отношения максимально эффективными. Идеальные отношения между учителем и помощником учителя являются постоянным длительным процессом. Однако, на основе первого опыта совместной работы учителей и ассистентов учителя в инклюзивных учебных заведениях, можно утверждать, что ученики очень выигрывают в ситуации, когда учителя и ассистенты учителей четко понимают свои роли и ответственность, и вместе работают над достижением общей цели.
Примеры из практики
Ситуации, которые построены на реальном опыте, могут помочь лучше понять роль и полномочия ассистентов учителя, а также эффективность их отношений с учителем.
- Учитель разработал аудио программу, которая соответствует дополнительным потребностям в обучении ученика с нарушениями слуха. Ассистент, работающий с учеником индивидуально, считает, что эта программа не подходит ученику, и сказал об этом его родителям. Что можно сделать в такой ситуации?
Эта ситуация содержит два аспекта для рассмотрения. Во-первых, ассистент должен обсуждать свои замечания с учителем и прийти к общему согласию в вопросе о возможности введения соответствующих изменений. Во-вторых, обсуждая этот вопрос непосредственно с родителями ученика, ассистент учителя тем самым подрывал доверие к учителю. Такие действия ассистента учителя заслуживают выговор. Повторение такого случая дает администрации учебного заведения основания для расторжения трудового договора с ассистентом учителя.
- У ассистента учителя, который является очень творческой личностью, часто при работе с учащимися возникают разные интересные идеи. Учителя беспокоит, что иногда ассистент принимает самостоятельные решения, как, например, решение о завершении домашнего задания и переключение на другую интересную работу, например, изготовление новогодних игрушек. Насколько широкой должна быть свобода действий ассистента учителя, чтобы иметь возможность изменять поставленные учителем задачи?
Возможно, в этом случае ассистент учителя не учитывал, что переключение внимания ребенка на выполнение практического задания своими руками - изготовление новогодних игрушек - было необходимо для развития эмоциональных или поведенческих потребностей ученика. Однако ассистенту надо было сначала проконсультироваться с учителем не только для того, чтобы убедиться в уместности исполнения иной задачи, но и для того, чтобы обсудить, как часто такие изменения видов деятельности должны происходить в учебном процессе.
- Ассистентка учителя не обращает внимание на употребление учеником нецензурной лексики и недопустимое поведение. Хотя учитель обязал ее обеспечить большие требования к поведению, пока она этого не сделала.
Главной учебной целью для многих учащихся с особыми образовательными потребностями является умение отличать, какое поведение является социально допустимым, а какое - нет. Учитель должен не только еще раз настоять на выполнении предварительно поставленной задачи, но и объяснить ассистентке, как реагировать на неприемлемое поведение. Если ассистентка учителя и дальше будет терпеть недопустимое поведение ученика, учитель должен изложить свои указания в письменной форме и требовать у ассистентки письменного ответа. Если ассистентка до сих пор не приняла меры, в ситуацию должен вмешаться директор школы.
- Ассистентка учителя недавно пожаловалась директору школы, что учитель не в полном объеме использует ее возможности. Она ему также сказала, что может готовить лучшие учебные материалы для учащихся, чем это делает учитель, и учитель используют мало интересных задач. Чего учитель может ожидать от директора?
Учитель может ожидать, что директор вынесет выговор ассистентке за нарушение ее договорных обязательств из-за обсуждения своих вопросов с директором, а не непосредственно с учителем. Директор должен объяснить, что выбранный ею подход разрушает моральные ценности и является непродуктивным для создания хороших рабочих отношений.
- Логопед сообщил учителю, что привлекать одного из учеников к чтению вслух непродуктивно. Учитель с этим не соглашается. Логопед пожаловался директору. Какую поддержку может ожидать учитель от администрации учебного заведения?
Никакой. Логопед - высококвалифицированный специалист, знающий четкие способы развития ребенка. Если логопед считает, что подход учителя препятствует формированию речевых навыков ученика, его профессиональный долг - настоять на изменениях.
- Больница, которая предоставляет терапевтические услуги одному из учеников, направляет информацию об ученике непосредственно ассистенту учителя. Недавно больница пригласила ассистента учителя посетить научно-практическую конференцию. Должны ли в школах быть правила, которые бы определяли их отношения со сторонними организациями, предоставляющими лечение или другие услуги ученикам?
Да. По меньшей мере, школы должны настаивать на том, чтобы контактное лицо из школьного персонала принадлежало к педагогам. Обычно это учитель. Ассистенты учителей должны знать об этих правилах и отправлять всю информацию от партнерских организаций соответствующему контактному лицу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)