Из международного опыта
Ассоциация учителей Альберты (Канада) разработала ряд положений о роли ассистентов учителей, которые, в частности, определяют, что:
- ассистенты закрепляются за учителем только по требованию учителя;
- ассистенты подотчетны учителям, за которыми они закреплены;
- учитель, по которому закреплен ассистент, назначает ассистенту конкретные обязанности;
- задачи, которые учитель ставит перед ассистентом, не должны включать работу, за которую профессиональную ответственность несет учитель, например, определение учебных потребностей ученика, адаптация или модификация учебной программы, оценки учебных результатов ученика и тому подобное.
Ассистенты учителя должны иметь должностную инструкцию, в которой определяются их общие обязанности, лица, которым они подчиняются, и то, как они должны себя вести. Ассистенты учителей работают эффективнее, когда обязанности им назначают именно учителя, а не другие школьные чиновники.
Примеры, которые показывают согласованные и несогласованные действия и отношения между учителем и помощником учителя:
- В пятом классе учатся четверо учеников с особыми образовательными потребностями, у одного из них - синдром Дауна. Ассистент учителя под руководством педагога работает с этими четырьмя учениками, а иногда - с остальными детьми класса. Время от времени учитель обращается за помощью с вопросом проведения тестирования учащихся к психологу, который предлагает соответствующие виды деятельности и учебные ресурсы. Учитель несет ответственность за составление индивидуальных программ развития учащихся и определение задач для ассистента.
Этот пример показывает надлежащие рабочие отношения между учителем и помощником учителя.
- Учитель-дефектолог определяет обязанности ассистентов учителя и назначает ассистентов всем учителям, в классах которых обучаются ученики с особыми образовательными потребностями. Учителя пишут индивидуальные планы развития для своих учеников.
Это неверный подход, так как лицо, несущее полную ответственность за усвоение учебной программы (учитель), не имеет возможности непосредственно давать задания своему ассистенту. Такая организационная структура может препятствовать работе учителя при подготовке эффективных учебных задач для всех учащихся.
В Кодексе профессионального поведения Ассоциации учителей Альберты указаны обязанности, ответственность за которые несут учителя. Этот документ четко указывает, что учителям запрещается делегировать эти обязанности другим лицам. В то же время кодекс определяет, что учитель может делегировать «специфические и отдельные аспекты учебной деятельности» ассистентам учителей при условии, что учитель контролирует и руководит этой деятельностью.
Если школьные Советы назначают ассистентам учителей задачи, к выполнению которых они не готовы или не имеют соответствующей подготовки, то не только подвергают учеников опасности, а и ставят себя под риск получения судебного иска за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей на основе того, что ученикам было отказано в праве получения обучение у квалифицированных учителей.
Ассистенты учителей, которым поручили исполнять обязанности, не входящие в круг их полномочий, должны известить об этом свои профсоюзы или ассоциации и опротестовать любое задание, превышающее их опыт или подготовку. Даже квалифицированные учителя, работающие в должности ассистента учителя, не должны выполнять работу, которая не входит в компетенцию занимаемой ими в настоящее время должности.
Оказание помощи ассистентам учителей со стороны учителей
Поскольку объемы и сложность работы ассистентов учителя растут, растет и потребность в обеспечении их необходимой поддержкой. Большое значение в предоставлении такой поддержки играют профессиональное развитие ассистентов учителя и поддержка со стороны самих учителей. Очевидно, что профессиональное развитие ассистентов учителей должно соответствовать той роли, которую они выполняют в учебном процессе, который должен быть направлен на удовлетворение потребностей учащихся, прежде всего учащихся с особыми образовательными потребностями, и непосредственно касаться практического опыта работы в инклюзивной учебной среде. В то время, как потребность в профессиональном развитии ассистенты учителя могут обеспечить во время курсов повышения квалификации, участия в тренингах, семинарах, учителя также могут облегчить работу своих ассистентов с помощью таких подходов:
- Назначить время для регулярных встреч учителей со своими ассистентами. Учителя должны настаивать на том, чтобы администрация учебного заведения выделяла отдельное время для рабочих встреч с ассистентами учителя. Особенно важно провести такие встречи в начале учебного года или сразу же после принятия на работу ассистента учителя для того, чтобы учитель со своим ассистентом могли четко выяснить свои роли и определить способы коммуникации между собой. Кроме того, администрация учебного заведения должна выделять время для регулярных встреч учителей со своими ассистентами в течение учебного года, чтобы проводить совместное планирование, обмениваться информацией и обсуждать конкретные ситуации. Эти встречи можно назначать до или после уроков, а также во время них, если это возможно.
- Установление эффективных способов коммуникации. Для создания здоровой рабочей атмосферы учителя должны эффективно общаться со своими ассистентами. Начать следует с четкого понимания сторонами своих ролей и обязанностей, а также создать возможности для их постоянного свободного обсуждения. Эффективная коммуникация зависит также от того, насколько обе стороны слышат друг друга и учитывают полученную информацию.
- Обеспечить осведомленность ассистентов учителей. Чтобы ассистенты учителей были постоянно проинформированы о последних указаниях администрации учебного заведения и событиях в жизни школы, учителя могут обеспечить их почтовыми ящиками, куда бы поступала свежая информация; ассистенты учителя могут участвовать в заседаниях школьного персонала.
- Помощь ассистентам учителей в развитии навыков создания баз данных. Чтобы работа ассистентов учителей в классе была эффективной, они должны владеть информацией о различных данных, касающихся развития и учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями. Ассистенты учителя должны знать об учебных целях, указанных в индивидуальной программе развития ребенка, уметь отслеживать прогресс в достижении этих целей, знать, как отчитываться учителю о результатах наблюдений. Иначе говоря, ассистенты учителя должны знать:
- какие данные следует собирать;
- какие стандартизированные формы и проверочные задания следует использовать при документировании поведения и знаний учащихся, которые наблюдаются;
- как квалифицировать поведение, за которым они наблюдают по таким параметрам, как продолжительность, частота и интенсивность;
- как написать четкий отчет о чрезвычайном случае.
- Моделирование базовых поведенческо-управленческих стратегий. Учителя несут ответственность за управление классом и дисциплину в нем. Однако любому человеку, который работает с учеником индивидуально или с группой учеников, будет полезно изучить такие поведенческо-управленческие стратегии работы с детьми, а именно: как приблизиться к ученику во время разговора с ним, как отвечать на вопросы детей и побудить их к коммуникации, а не к конфликтам. Поскольку учителя пользуются этими стратегиями постоянно, они могут научить этому и своих ассистентов, и других людей, которые работают с учениками, через ролевое моделирование или непосредственное обучение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)