Должность ассистента учителя: основные функции, задачи, необходимые компетентности
Ассистент учителя должен уметь применять профессиональные знания в практической деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения; вместе с другими специалистами составлять индивидуальную программу развития ребенка; вести наблюдения и анализировать динамику развития ученика; налаживать межличностные отношения между всеми субъектами учебно-воспитательной деятельности; заниматься посреднической деятельностью в сфере воспитания и социальной помощи.
Ассистент учителя должен иметь коммуникативные и организаторские способности, способность сочувствовать, сопереживать; ценностные ориентации, направленные на развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, на творческую педагогическую деятельность, навыки разрешения конфликтных ситуаций.
Роль ассистента учителя в обеспечении учебных и других потребностей учащихся
В должностных обязанностях ассистента учителя, не указывается, кто несет окончательную и основную ответственность за выполнение учебно-воспитательного процесса в классе. Однако указание таких выражений, как «вместе с учителем», «помогает», «сотрудничая с учителем класса» и т.п., дает все основания считать ответственным за выполнение учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе именно учителя, которому помогает ассистент учителя.
Соответственно, учителя не должны ставить перед своими ассистентами задач, которые являются прерогативой учителя, - планирование учебно-воспитательного процесса, оценки учебных задач учащихся, что предусматривает профессиональную интерпретацию результатов их выполнения и т. Зато учитель может предложить ассистенту учителя вести подбор учебных задач, которые ученик мог бы выполнить (но окончательное решение об использовании этих задач будет принимать учитель), проверять упражнения и тесты на множественный выбор, другие виды упражнений / вопросов, где ученик должен дать единственный правильный ответ; сделать ксерокопии раздаточных материалов, изготовить иллюстрации или другие материалы под руководством учителя.
Роль ассистента учителя в обеспечении потребностей учащихся, по уходу за здоровьем
Многие ассистенты учителей работают с учениками, которым в течение всего дня необходима специальная медицинская помощь и уход по состоянию здоровья. Учителя должны разработать подробный план и указать, какие действия нужно выполнять постоянно и что делать в чрезвычайных ситуациях, а также то, кто ответственный за утверждение этих действий и их выполнение. Согласие на предоставление какой-либо медицинской помощи ученику можно получить не только у родителей, но и у медицинских работников.
Формирование эффективных отношений между учителем и помощником учителя
Эффективные отношения между учителем и помощником учителя формируются на основе общей ответственности. Для формирования эффективных отношений учителя могут использовать различные стратегии, в частности:
- совместное обсуждение ролей и задач ассистента учителя;
- установление четких критериев успешной деятельности ассистента учителя;
- упор на важности и конфиденциальности;
- совместное обсуждение философии и подходов к обучению и управлению классом;
- проведение регулярных встреч с ассистентом учителя для обсуждения результатов наблюдений за учащимися, предоставление и получение обратной связи и отчетов, обсуждения проблемных ситуаций и стратегий внедрения учебной программы;
- представление ассистента учителя другим сотрудникам на уровне школы, района или общины, которые могут оказывать помощь.
В то же время, основная ответственность за формирование отношений возлагается на руководителя учебного заведения. С целью содействия формированию эффективных отношений между учителем и помощником учителя, директор должен разработать четкие должностные инструкции для ассистентов учителя и показать учителям, как проводить оценку их деятельности.
Ассистент учителя под руководством учителя может работать с учениками индивидуально или в небольших группах, проводя различную работу для усиления и улучшения усвоения учебной программы. Он также дает учителям соответствующие советы и предложения. Например, ассистент учителя может оценивать действия учеников, составлять проверочные тесты, (но не интерпретировать результаты тестирования), наблюдать за поведением ученика во время учебного процесса и вести заметки, а также помогать планировать учебную программу.
При принятии решений об учебной программе учителя учитывают информацию, которую получают от других специалистов, родителей и ассистентов учителя. Специалисты в своих отраслях (психологи, логопеды, физиотерапевты и др.) обеспечивают учителей информацией и предложениями для конкретного ученика в соответствии со своими профессиональными компетенциями. Учителя используют эту информацию во время составления и внедрения индивидуальных программ развития, за которые именно они несут окончательную ответственность.
Примеры из практики использования учителем информации, полученной от других специалистов, в том числе и ассистента учителя, для осуществления соответствующих изменений в учебной программе.
- Физиотерапевт сообщил, что ученик может безболезненно поднимать руку не выше уровня головы. По просьбе учителя физиотерапевт рассказал о видах деятельности, которые ученик может выполнять безопасно. Обратив внимание на советы физиотерапевта, учитель физкультуры во время выполнения баскетбольных упражнений внес изменения в некоторые из них, чтобы избежать опасности для ребенка во время их выполнения и таким образом дать ученику возможность выполнить требования учебной программы.
- Психолог проинформировал учителя, что одному из учеников трудно вспоминать информацию, которая подается только в устной форме. После получения такой информации учитель изменил способ подачи материала, пытаясь использовать больше визуальных способов представления информации.
- Ассистент учителя предоставил учителю информацию о том, что ученику трудно даются задания, которые выполняются в классе. На основе наблюдений ассистента, учитель провел несколько тестов, определил проблему и затем спланировал виды деятельности и упражнения таким образом, чтобы они отвечали потребностям этого ученика.
По требованию руководителя учебного заведения ассистенты учителя могут выполнять дополнительные задачи в соответствии с потребностями отдельных учеников. Во многих случаях эти задачи могут не быть непосредственно связаны с образовательными потребностями. В таком случае ассистент учителя, который отвечает и за предоставление ученику медицинских услуг, и за помощь учителю в классе, может отчитываться двум лицам - для каждого свою часть поставленной задачи. Например, ассистент может подчиняться учителю и медицинскому работнику, например, терапевту или медицинской сестре.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)