Суть инклюзивного образования
Инклюзивное образование - термин, который впервые прозвучал в Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, которая была принята на Всемирной конференции по вопросам образования лиц с особыми потребностями в июне 1994 года.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзии как динамичный процесс, который заключается в позитивном отношении к разнообразию учеников в учебной среде, восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для развития. Поэтому движение в направлении инклюзии - это не только техническое или организационное изменение, но и определенная философия в образовании. Таким образом, для понимания инклюзии имеют значение четыре ключевых аспекта:
- Инклюзия - это процесс. Его следует рассматривать как непрерывный поиск лучших способов средств учета вопросов многообразия. Она учит сосуществовать с отличиями, которые возникают в более позитивном свете и рассматриваются как стимул для поощрения детей и взрослых к обучению.
- Инклюзия направлена на выявление и устранение барьеров. Она предусматривает сбор, обобщение и оценку информации из большого количества различных источников с целью совершенствования образовательной политики и практики, стимулирования детей и взрослых к обучению.
- Инклюзия создает условия для присутствия, участия и достижений всех учащихся. Термин «присутствие» означает место обучения и то, насколько регулярно они его посещают. Термин «участие» описывает качество их опыта во время пребывания там и поэтому требует учета мнений учащихся. Термин «достижения» касается не только результатов тестов или экзаменов, он охватывает также результаты обучения в рамках всех учебных планов и программ.
- Инклюзия требует повышенного внимания к детям из «группы риска», для которых существует вероятность исключения или низкой успеваемости. Речь идет о моральном долге вести тщательное наблюдение за группами учащихся, которые по статистике чаще всего попадают в «группу риска», и, при необходимости, принимать меры для обеспечения их присутствия, участия и достижений в системе общего образования
Как отмечалось ранее, существует множество способов рассмотрения такой сложной концепции, как инклюзия. В материалах ЮНЕСКО инклюзия описывается как процесс, предусматривающий изменения. Это непрерывный процесс обучения и активного участия всех учащихся и взрослых в жизни учебного заведения. Это идеал, к которому можно стремиться, но которого невозможно достичь полностью. Тем не менее, реальная инклюзия появляется в учебном заведении в тот самый момент, когда начинается процесс обеспечения полноценного участия в жизни заведения всех учеников.
Инклюзия как образовательная концепция постоянно развивается и является крайне важной для формирования политики и стратегий, направленных на устранение причин и последствий дискриминации, неравенства и исключения. Важным для понимания инклюзии в образовании является индекс инклюзии, который был разработан в 2000 году британскими учеными Мелом Ейнскоу и Тони Бутом с участием группы британских педагогов, родителей, работников управлений образования, ученых и представителей общественных организаций людей с инвалидностью. Сегодня «Индекс инклюзии» переведен на 44 языка и используется в 15-ти странах мира.
В соответствии с «Индексом инклюзии», ключевыми концепциями обеспечения инклюзивного подхода к развитию учебных заведений является такие: «инклюзия», «барьеры на пути участия в учебно-воспитательном процессе», «ресурсы, направленные на поддержку обучения и участия в учебно-воспитательном процессе» и «поддержка разнообразия». Эти концепции являются также основными терминами, которые применяются при планировании инклюзивной образовательной среды.
Понятие «Полноценное участие» в концепции инклюзии означает совместное обучение учеников с инвалидностью и / или особыми образовательными потребностями с другими учениками, сотрудничество с ними, приобретение совместного опыта.
Понятие «полноценное участие» предполагает активное вовлечение в процесс обучения каждого ученика и безусловное принятие каждого ученика таким, каким он / она есть. Инклюзия начинается с того, что признается наличие различий между учениками. При развитии инклюзивного подхода к обучению такие различия учитываются и являются основой учебно-воспитательного процесса. При таком подходе могут также понадобиться существенные изменения в учебной среде.
Понятие «барьеров на пути обучения и полноценного участия в учебно-воспитательном процессе» является альтернативой понятию «особых образовательных потребностей»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)