Основные принципы концепции социальной инклюзии
Правовой подход к разработке образовательной политики и учебных программ: от социального отторжения к социальной инклюзии
В современном мире при разработке любых программ, касающихся человеческого развития, все больше используется подход, основанный на соблюдении основных прав и свобод человека. Вместе с идеями обеспечения социальных прав и благополучия человека в течение последних десятилетий развивалась концепция социального отторжения (социальной изолированности), которую Европейский Союз определяет, как процесс, в котором отдельные группы населения или отдельные люди не имеют возможности в полной мере участвовать в общественной жизни. Причинами социального отторжения могут быть бедность, отсутствие базовых знаний и возможностей, языковой барьер, недостаточная активность и уверенность людей, дискриминация или расизм. Это, в свою очередь, не дает возможности трудоустроиться, получать доходы и возможности учиться. Как следствие, такие люди или группы людей имеют ограниченный доступ к власти и принятию решений органами власти и, таким образом, часто не могут принять участие в процессах разработки и принятия решений, влияющих на их повседневную жизнь.
Предметом социального отторжения может стать любой, если он выделяется в обществе, не относится к доминирующему большинству. Социальное отторжение может коснуться каждого - ребенка с инвалидностью, который не может пойти в школу и общаться со сверстниками, так как в здании нет пандуса или лифта; молодого человека, больного ВИЧ-инфекцией, который не может найти друзей из-за страха или стигматизации; детей-сирот, которые не имеют базовых жизненных навыков и иногда не умеют приготовить простую пищу или постирать одежду. Доклад о человеческом развитии определяет группы населения, которые находятся в зоне риска социального отторжения. К таким группам населения относятся дети-сироты, многодетные семьи, люди с инвалидностью, иммигранты, дети трудовых мигрантов, люди, которые живут с ВИЧ / СПИД, бездомные люди. Бедность, отсутствие базовых компетенций и возможностей для обучения в течение всей жизни или дискриминация могут не просто вызвать отсутствие конкурентоспособности этих групп населения на рынке труда, но и фактически отлучить их от занятости и надлежащих доходов, не давать возможности получить социальную помощь и быть вовлеченными в общественную жизнь.
Концепция социального привлечения (инклюзии, включения), которая является противоположной концепции социальной изоляции, появилась в результате перехода большинства обществ к демократическим ценностям, уважению основных прав и свобод людей. Эта концепция возникла в ответ на растущее социальное неравенство, что стало следствием возникновения новых условий на рынке труда и несовершенства существующей системы социального обеспечения, которая не могла удовлетворить потребности различных слоев населения. Европейский Союз определяет социальное вовлечение (социальную инклюзию) как процесс, который обеспечивает тех, у кого есть риск бедности и социального отторжения, возможностями и ресурсами, необходимыми для того, чтобы в полной мере участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, достичь уровня жизнь и благосостояния, соответствующих нормальным стандартам в обществе, в котором они живут. Социальное привлечение обеспечивает людям более широкие возможности для участия в про-процессе принятия решений, влияющих на их жизнь и доступ к основным правам.
Цель инклюзии в образовании
В современном динамичном мире успех как отдельных граждан, так и государства в целом зависит от возможностей получения качественного образования, которое предусматривает активное участие людей в жизни общества. Уровень образования является важным фактором вхождения человека на рынок труда, формирования конкурентоспособности и определенного социально-экономического статуса. Отторжение от сферы образования считается ограничением или невозможностью получения образования любого уровня (от дошкольного к высшему) по ряду причин. К категории отторгнутых в международной практике обычно относят детей, не имеющих доступа к образованию; детей, которые преждевременно покидают систему образования и не получают достаточного уровня образования; детей, имеющих неудовлетворительные результаты обучения в школе. К категориям, которые имеют повышенные риски отторжения от образования, относят детей, имеющих особые потребности в обучении (главным образом это дети с нарушениями развития, дети с инвалидностью, дети мигрантов, дети представителей этнических, языковых, культурных и религиозных меньшинств беспризорные дети или дети, которые вынуждены работать, дети беженцев, дети-сироты, ВИЧ-инфицированные дети, дети - жертвы насилия, дети и молодежь, для которых образование и про-профессиональная учеба не соответствуют их потребностям и склонностям).
Фактически, социальная инклюзия - это процесс изменений в политической, экономической, социальной сферах, направленный на утверждение социального равенства.
Взаимосвязь между уровнем образования населения и человеческим развитием страны признается как неоспоримый факт. Поэтому устранение проявлений социального отторжения от сферы образования, различных институциональных и финансовых барьеров для получения образования является предпосылкой достижения общего прогресса в развитии общества, а доступность образования для различных категорий населения рассматривается, прежде всего, как социальная проблема, тесно связанная с идеями социальной справедливости и социального равенства. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития определяют равенство в образовании как существование такой образовательной среды, где индивидуумы могут делать выбор в течение жизни с учетом собственных талантов и способностей, а не на основе стереотипов, предвзятых ожиданий или дискриминации. Такая образовательная среда предоставляет экономические и социальные возможности независимо от пола, этнической принадлежности, расы или социального состояния.
Традиционные модели обучения уже не могут удовлетворить потребности современного общества, которое постоянно меняется. Так, например, лица с инвалидностью чувствую проявления дискриминации в отношении доступа, активного участия и успешного завершения обучения на всех уровнях образования. Внедрение инклюзивной модели обучения с учетом ее различных междисциплинарных и социальных аспектов требует соответствующих изменений не только в образовательной, но и во многих других сферах, таких как социальная политика, политика в сфере здравоохранения, занятости, миграции и даже в сфере градостроительства и благоустройства территорий.
Цель инклюзии в образовании заключается в ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой более справедливого общества.
Правовая основа инклюзивного образования: основные международные документы
Международные документы в сфере образования людей с особыми потребностями
Социальная инклюзия тесно связана с соблюдением и защитой прав и свобод человека, которые содержатся в основных международных конвенциях и других документах Организации Объединенных Наций - ведущей организации, занимающейся вопросами защиты прав человека, а также является признанным международным законодателем уже более полувека.
В своих законодательных актах Организация Объединенных Наций определила, что вопрос инвалидности касается сферы защиты прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения.
Наиболее фундаментальным воплощением прав человека на международном уровне стала Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций о правах человека, которая провозгласила равенство прав всех людей без исключения. В декларации отмечается, что «каждый человек имеет право на образование». Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и повышение уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций в поддержании мира.
Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой декларации, люди с умственной отсталостью имеют те же права, что и все остальные члены общества. Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с нарушениями умственного развития общественно полноценными в социальном смысле членами общества, которые, тем не менее, нуждаются в правовой защите и поддержке, поскольку именно люди с нарушениями умственного развития чаще всего воспринимаются как неполноценное меньшинство среди человеческого сообщества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)