- У-Ч
Т
ТЕМПЕРАМНТ - устойчивое сочетание индивидуальных особенностей индивида, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами психической деятельности: ее интенсивностью, скоростью, темпом, ритмом и тому подобное.
ТЕСТ - стандартизированный метод диагностики определенных черт, свойств личности, ее поведения. В отличие от метода свободного наблюдения за поведением человека применение теста позволяет получить результаты, которые можно сравнивать, а затем и достигать значительно более высокого уровня объективности их анализа. Итак, к классу тестовых приемов можно отнести только те, с помощью которых фиксирования определенных признаков личности происходит в стандартизированных ситуациях, позволяет сводить исследуемые явления в определенные классификационные схемы.
ТРЕВОЖНОСТЬ - индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности человека к переживаниям беспокойства, тревоги в различных жизненных ситуациях. Состояние тревожности характеризуется неопределенностью, диффузностью, ощущением опасности. В психической сфере состояния тревожности способствуют усилению амбивалентности чувств (радость с грустью, надежда на успех с чувством возможного поражения, неуспеха), они вызывают когнитивные трудности с принятием решений, порождая в человеке уверенность в правильности выбранного им пути в процессе решения тех или иных сложных задач.
ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ - понятие, которое может иметь два значения:
- трудновоспитуемость как девиантность поведения, то есть нарушение общепринятых социальных норм, которые подлежат тем или другим формам правовой оценки;
- трудновоспитуемость как несоответствие поведения или отдельных действий ребенка субъективным представлениям и ожиданиям педагога.
Проявления трудновоспитуемости можно классифицировать в зависимости от степени ее социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными из них являются: непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, а также произвол, недисциплинированность, и, наконец, правонарушения.
У
УЯЗВИМЫЕ ДЕТИ - дети, которые отмечаются чувствительностью к внешним воздействиям, в результате чего в процессе взаимодействия с окружающими у них часто возникают неадекватные эмоциональные реакции (аффективные вспышки, гнев, раздражение, чувство вины, плохое настроение и т.д.).
Ф
ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО РЕЧИ - это нарушение произношения звуков, неспособность правильно артикулировать и принимать те из них, которые в норме должны быть усвоены на данной стадии развития ребенка, а также неспособность различать определенные фонемы, которые в данном языке определяют изменение значения слова.
Как правило, при фонологическом расстройстве речи, артикуляционные трудности превышают те, которые наблюдаются при умственном отставании,
Х
ХАРАКТЕР - психологическое образование, которое включает совокупность ярко выраженных и относительно устойчивых черт, присущих определенной личности и постоянно проявляющихся в его поведении.
Ч
ЧАСТИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ - значительное снижение работоспособности, которое наступает вследствие нарушения функций организма, обусловленного хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами.
ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ - центральное психологическое новообразование личности в подростковом возрасте. Оно определяется объективными условиями жизни ребенка и тем скачком в развитии, который делает его психика. Особенностью социальной ситуации развития становится противоречие между возросшей самостоятельностью и возможностями ее реализации. Подросток начинает относиться к себе как к самостоятельной личности, учится брать на себя ответственность за собственные поступки, он хочет, чтобы к нему и другие относились как к взрослому, отстаивает свое право на «взрослую» позицию, самостоятельность, независимость, пытается отмежеваться от внешнего контроля. Эта субъективная составляющая чувства взрослости отражает особую форму сознания. Наряду с чувством взрослости, существует т.н. тенденция к взрослости (или претензия на взрослость) - стремление выглядеть и считаться взрослым. Тенденция к взрослости означает движение, переход от низшего к высшему уровню развития, указывает на «путь взросления» личности.
ЧУВСТВО ВИНЫ - аффективное эмоциональное состояние после совершения действия, которое ребенок считает достойным осуждения, или чувство собственной виновности, не связанное с каким-то конкретным поступком. Чувство вины является следствием внутренней активности ребенка, результаты которой можно описать следующим образом:
- построение модели ожидания - то есть: «каким должен быть я» или «каким должно быть мое поведение, чтобы это соответствовало ожиданиям других»;
- оценка восприятия своего состояния или поведения окружающими людьми;
- сравнение модели ожидания и собственного реального поведения, выявление ее несоответствия, что подтверждается выражением обиды на лице, словами и поведением другого.
ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - устойчивое переживание человеком своей реальной или воображаемой несовершенства, неадекватности, критическое и вообще негативное отношение к самой себе.
Чувство неполноценности формируется в детстве, в результате естественного для малыша ощущения своей слабости, ограниченности, неспособности в мире взрослых, его переживания полной от них зависимости. Чувство неполноценности особенно усиливается тогда, когда ребенок замечает, что его не любят.
Закрепленное в детстве, чувство неполноценности оказывает большое влияние на всю дальнейшую жизнь индивида, как такое, что является тревожным и неприятным. Чувство неполноценности вытесняется из сознания в сферу бессознательного и превращается в постоянный источник активности индивида. Стремясь самоутвердиться среди других людей, чувствовать себя адекватным и компетентным, инвалид проявляет инициативу, раскрывает свои творческие способности, добивается часто выдающихся успехов в различных видах деятельности - и все это для того, чтобы компенсировать свое чувство неполноценности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)