- К-М
К
КЛАССНАЯ ДИНАМИКА - совокупность групповых процессов и взаимодействий учащихся между собой и с учителем, влияющих на особенности их обучения, уровень достижений, отношение друг к другу, представления о себе и других.
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - система присущих индивиду способов познания, характерных для него стратегий восприятия, запоминания, мышления, решения задач. Когнитивный стиль не влияет непосредственно на успешность деятельности, он определяет ее манеру, способ, путь к цели. Речь идет не о достижении определенного результата, а о возможности существования различных по структуре, но одинаковых по эффективности способов его получения. Когнитивный стиль проявляется преимущественно в мотивационно-нейтральных, стрессовых (рутинных) ситуациях.
КОЛЛЕКТИВИЗМ - свойство личности, отражающее уровень социального развития человека и проявляется в личной ответственности за коллектив, в постоянных действиях в пользу коллектива. Коллективизм - принцип организации и совместной деятельности людей, который заключается в осознанном согласовании личных и общественных интересов, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, доброжелательности и тактичности.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение определенной системой умений и навыков межличностного общения, адекватных ситуации общения и достаточных для достижения поставленной субъектом коммуникативной цели.
Коммуникативная компетентность охватывает как сугубо разговорные навыки, так и навыки социально-психологические, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с людьми и облегчают решение межличностных проблем.
Коммуникативная компетентность предусматривает, прежде всего, умение слушать другого, максимальную настроенность на содержание его речи, чувствительность ко всем нюансам его поведения (интонация, мимика, жестикуляция, взгляд). Эта настроенность на восприятие проявляется и визуально, и физически в поведении самого слушателя, его точных и адекватных реакциях.
Важное место в коммуникативной компетентности занимают специальные умения и навыки, назначение которых - привлечь другого, предоставить информацию в нужном объеме, с желаемой глубиной и точностью. Здесь могут использоваться различные приемы: от прямых расспросов и поощрений - до умелого применения пауз, мимических реакций интереса, удивления, одобрения, недоверия и т. д.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - один из негативных психологических последствий чрезмерного и неконтролируемого восторга детей и подростков компьютерами и компьютерными играми. В литературе распространены также синонимы этого слова: компьютерная игромания, компьютерный фанатизм, компьютерная наркомания, компьютерный психоз и тому подобное.
С распространением компьютеров появились подростки, поведение которых заметно изменено из-за того, что они ищут постоянного контакта с компьютером, оставив привычные для своего возраста увлечения, такие как футбол и уличные игры. Мир виртуальной реальности им заменяет все: занятия в школе, отношения с родителями, встречи с друзьями. Внешне они отличаются эмоциональной холодностью, отсутствием интереса ко всему, что не касается компьютеров. Однако их компьютерные знания обычно неглубокие, поскольку ими руководит не познавательный интерес, а аномальная жажда виртуальной реальности. Это - признаки так называемой компьютерной зависимости.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА - психодиагностические исследования с помощью компьютера, для которого разработано соответствующее программное обеспечение. Как метод психологического исследования компьютерная психодиагностика возникла с появлением компьютерной техники. В нашей стране компьютерная психодиагностика распространилась в 90-е годы ХХ века, когда начали создаваться психологические консультативные центры для определения состояния развития различных психических функций у взрослых и детей. Широко известны компьютерные тестирования в городских и районных центрах профессиональной ориентации и профессионального отбора, где компьютерные методики помогают психологам определить степень соответствия способностей человека, который принимает решение о своей дальнейшей жизни, требованиям выбранной им профессии.
КРЕАТИВНОСТЬ - творческий дух, творческий потенциал индивида, его творческие способности, которые проявляются не только в оригинальных продуктах деятельности, но и в мышлении, чувствах и общении с другими людьми.
Креативного индивида обычно отличает интерес и повышенная чувствительность ко всему сложному, необычному, открытость новому опыту, умение видеть проблемы в том, что другим кажется тривиальным и понятным, самостоятельность взглядов и оценок, неподчиненность стереотипам, открытость к различным идеям, а также способность удивляться и восхищаться.
Л
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - осуществление такой системы психолого-педагогических воздействий в отношении учащихся, которая основана на:
- признании самоценности личности, ее права иметь свою позицию относительно тех или иных проблемных ситуаций;
- обеспечении свободы саморазвития и самовыражения личности;
- принятии ребенка таким, какой он есть в своей индивидуальной неповторимости, со всеми его достоинствами и недостатками;
- реализации педагогом гуманной поведенческой тактики в отношении воспитанников, а именно: выявлении всего заинтересованного отношения к каждому из них как субъекту обучения и общения, который стремится утвердить себя в коллективе сверстников, понимании жизненно важной потребности ребенка быть успешно действующим - таким, чтобы его уважали окружающие и считались с ним, как с носителем определенных знаний и способностей.
На сегодня личностный подход приобретает доминирующий характер в школьной практике, интегрируя более частичные - индивидуально-психологический, социально-психологический, возрастной и деятельный подходы.
ЛОЖНЫЕ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - такие типы воспитания, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка или отклонениям в его поведении. Последние возникают в том случае, когда нарушена сбалансированность между основными параметрами воспитательных воздействий на ребенка, а именно: вниманием к детям (степенью контроля за ними, управлением их поведением) и эмоциональным отношением к ребенку (степени душевного контакта с сыном или дочерью, нежностью, снисхождением в отношениях с ними).
М
МАРГИНАЛИЗАЦИЯ - страх здорового взрослого человека или ребенка по отношению к ребенку с особыми потребностями.
МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования общественно значимых нравственных представлений, принципов, привычек поведения, а также выработки эмоционально-положительного отношения к моральным нормам и способности самостоятельно регулировать в соответствии с ними собственное поведение.
МОРАЛЬ И МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - это форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах жизни.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - понятие этики, которое отражает значимость для индивида проявлений морали как регулятора общественно должного поведения и является воплощением его субъективного деятельно-заинтересованного отношения к реализации в жизни моральных норм и принципов.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - система естественных, социальных и личностных факторов, побуждающих детей посещать школу, выполнять требования учителей, включаться в процесс обучения, работы усилия, необходимых для преодоления трудностей, реализовывать в процессе обучения собственные склонности, развивать способности, участвовать в учебном общении и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)