Дефектология. Коррекционная педагогика. Дистанционное обучение
Высшее и профессиональное образование инвалидов осталось без внимания дефектологии. В то же время практике не хватает универсальных, системных, фундаментальных теоретических разработок и обоснований в области профессионального образования и профессиональной реабилитации людей с особыми потребностями.
Поэтому актуальным является построение теоретических и методологических основ образования людей с инвалидностью любого возраста и любого типа физических и сенсорных дефектов на системных началах.
В литературе также резко оценивается современное состояние постсоветской системы специального образования детей с проблемами здоровья, которое характеризуется как кризисное. Специальное («дефектологическое») образование является очень важной подсистемой социальной реабилитации людей с инвалидностью.
По специальному образованию, критике подвергаются:
- социальная маркировка ребенка с особыми потребностями как «дефективного», неполноценного;
- охват системой специального образования лишь части нуждающихся лиц, «выпадение» из нее детей с глубокими нарушениями развития, отсутствие специализированной психолого-педагогической помощи детям с маловыраженными нарушениями;
- жесткость и безвариантность форм получения специального образования;
- искусственная изоляция ребенка в особом социуме, что не способствует его следующей адаптации в обществе.
Система специализированных учебных, реабилитационных и социальных учреждений в наше время может составлять лишь скелет конструкции всей системы социальной реабилитации людей с инвалидностью, «скелет», на котором государство должно наращивать «мускулы» - образовательные учреждения открытого интегрированного типа.
Но для обучения ребенка или взрослого с проблемами здоровья в инклюзивном образовательном учреждении мы должны создать соответствующие условия и социальное, психологическое и педагогическое сопровождение. Разработка научно-методических основ для интегрированного обучения инвалидов также должно стать одной из основных задач современной коррекционной педагогики.
Новая стратегия этой области науки не может обойти и такую государственную проблему, как подготовка специалистов для интегрированного обучения инвалидов. Особенно это актуально для системы высшего и профессионально-технического образования. Ведь такой дисциплины, как педагогика высшей школы, ранее не существовало. Сейчас издается много литературы по вопросам обучения взрослых, но обучение взрослых людей, которые имеют определенные физические, сенсорные или ментальные особенности, до сих пор остается без соответствующего научно-методического, дидактического и кадрового обеспечения.
В системе социальной реабилитации людей с инвалидностью важнейшим должно стать именно образование и профессиональная реабилитация, поскольку:
- в постинидустриальные времена, в современном информационном обществе образование и освоение интеллектуальных технологий занимают главное место при определении роли индивида в социуме;
- через образование, предоставление определенной профессии инвалиду, общество быстрее достигнет цели его социальной реабилитации и интеграции.
Система профессиональной реабилитации граждан с инвалидностью имеет определенные достижения, но, к сожалению, не полностью соответствует требованиям времени и потребностям общества. Занятость и самозанятость инвалидов уменьшаются - соответственно растет пенсионное давление на бюджет. Система профессиональной реабилитации инвалидов нуждается в реформировании, определенных теоретико-методологических основах развития. Поэтому можно сделать вывод, что следующим стратегическим направлением развития коррекционной педагогики является научное обоснование системы профессиональной реабилитации инвалидов. Здесь коррекционная педагогика должна быть основой для всех без исключения элементов цепи реабилитации: помимо образования, профессионального отбора, профессиональной апробации, трудоустройства и профессиональной адаптации на рабочем месте.
Основные принципы государственной политики в этой области изложены в Национальной программе профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями. В ней указаны проблемы, существующие в сфере профессиональной реабилитации. В частности, перечни профессий, учитывающие медицинские показания и противопоказания по каждому виду и группе инвалидности, согласно которым осуществляется профессиональное обучение и трудоустройство лиц с ограниченными физическими возможностями, которые устарели. Их модернизация - одна из задач коррекционной педагогики и психологии. Программа содержит много задач, в том числе:
- осуществлять научное и учебно-методическое обеспечение центров профессиональной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями;
- определять научно-теоретические основы и разрабатывать соответствующие общие и специальные методики и программы для выявления, развития и поддержки одаренных детей, учащейся и студенческой молодежи, молодых ученых и творческих работников с ограниченными физическими возможностями;
- обеспечивать психологическое сопровождение процесса образования и профессионального обучения инвалидов в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, специальных общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах), центрах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и тому подобное.
В экспериментальной плоскости коррекционная педагогика должна отрабатывать такие новейшие технологии обучения и формы организации образовательного процесса, которые способствуют повышению его эффективности и являются незаменимыми в обучении студентов и учащихся с ограниченными физическими возможностями.
Вполне очевидно, что студенты с инвалидностью через некоторые особенности своего организма, здоровья и жизнедеятельности имеют соответственно специфические потребности при организации образовательного процесса и выборе методик обучения.
При системном подходе к обучению, безусловно, необходимо обращать внимание на особенности социально-психологического развития личности человека с инвалидностью.
Здесь можно вспомнить модульное структурирование дидактического материала и модульно-рейтинговую организацию обучения.
Эта технология была основана в 60-х годах XX в.в США и начала довольно активно внедряться во всем мире как в системе высшего образования, так и в области профессионального обучения. Ее основой является процесс усвоения учебных модулей в условиях полного дидактического цикла, охватывающих блоки целей и задач, которые, в свою очередь, должны стать исходными при структурировании содержания дисциплин в высшей школе.
Существенное значение в условиях применения модульной технологии обучения имеет контрольно-оценочный компонент с его стимулирующей функцией. Рейтинговая система оценки знаний создает благоприятный для обучения психологический климат как в академических группах, так и в системе самостоятельного обучения. Это позволяет избежать нежелательного для студента с инвалидностью стресса при оценке учебных успехов.
Укажем на некоторые существенные преимущества модульной технологии обучения, которые делают ее целесообразной в повышении эффективности образования людей с особыми потребностями:
- модульная система обеспечивает точное соответствие результатов целям обучения, создает высокую вероятность получения ожидаемого результата как следствие взвешенного технологического подхода к организации учебного процесса и субъекта обучения - студента;
- модульная система повышает личную мотивацию и самостоятельность студента в освоении определенной для него программы обучения;
- модульная технология организации учебного процесса позволяет сократить сроки обучения, поскольку определяет его отправной момент и продолжительность с учетом уровня ранее накопленных знаний и навыков студентов, возможностей их самостоятельной работы в индивидуальном темпе, в котором они могут качественно усваивать модульные блоки и учебные элементы, предусмотренные их личными индивидуальными программами.
Безусловно, коррекционная педагогика имеет свои научно-методологические интересы и в таких современных, популярных во всем мире образовательных технологиях и формах организации образовательного процесса, как дистанционное и открытое обучение.
Дистанционное обучение- это метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционной формы получения образования, так и в комбинации с традиционными формами - очной и заочной, а также в обучении, которое не имеет цели получения систематического образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)