Основные особенности школьной реформы
Изменения в школах за последние десятилетия характеризовались несколькими специфическими чертами, которые можно рассматривать как частные или глубинные попытки усовершенствовать школу. В самом центре находится основополагающий вопрос эффективности школ в удовлетворении потребностей и развития интересов и способностей учащихся, особенно тех, кто относится к маргинальным группам. Среди обсуждаемых проблем последнего времени, конечно, - движущая сила и концептуальная основа специального образования с самого начала. Действительно, показательной является резкая критика со стороны Кьюга усилий сторонников инклюзии: «странная логика, по которой обычную систему образования призывают взять на себя ответственность за учеников, которых она не способна удовлетворить, как уже было доказано». Возможно, и есть в этом доля истины, однако такая позиция несколько затемняет реальность вынужденного заключения школ о том, что ученики должны «вписаться» в жесткие структуры и программы, которые для них предлагаются, а отставание учащихся в школе больше связано с учебными проблемами, характерными для определенных учеников, в противовес неэффективности или неспособности школ надлежащим образом ответить на увеличительное разнообразие учебных потребностей учащихся. Последние школьные реформы как в обычном, так и специальном образовании пролили свет на тот факт, что, несмотря на добрые намерения и приложенные усилия за последние два десятилетия, разногласия, кажется, продолжают углубляться. Более того, они начинают появляться и в рамках традиционной, двойной системы образования. Как следствие, общество быстро теряет доверие к образованию в целом. Проблемы, которые ассоциировались с обеспечением надлежащим образованием и преподаванием для учеников, которые не справляются и не чувствуют себя удовлетворительно в системе обычного образования, - эти проблемы, которые ранее были первичной заботой педагогов специального образования, с вынужденной необходимостью становятся ответственностью всех педагогов.
Одним из главных факторов замеченного снижения качества школ можно считать увеличение доли детей из бедных семей. Среди некоторых факторов бедности - кризис урбанистического образа жизни, неполные (с одним из родителей) семьи, принадлежность к расовым, этническим и / или языковым меньшинствам. В сочетании такие факторы создают для слишком большого количества детей почти непреодолимые препятствия на пути к академической успеваемости. То есть, личные, социальные и эмоциональные проблемы, которые вырастают из бедности, становятся причинами несоизмеримого количества исключенных из школы учеников, низкой успеваемости, школьного насилия. Как следствие, представители средних и высших классов, а также бедные, начинают считать, что качество школьного образования упало, тогда как на самом деле от школ просто потребовали решения целого вороха социальных и экономических проблем, не обеспечив школы соответствующими ресурсами.
Однако Гоенс и Кловер отмечают опасности предположений, якобы педагогов нельзя винить за низкую успеваемость учеников, учитывая социальное положение семей учащихся. По мнению исследователей, тогда это предполагает, что преподавание является бесполезным делом, когда, в действительности, учителя способны влиять на уровень успеваемости учащихся. Вместе с тем, социальная среда, в которой находятся ученики, особенно семейная, все же влияет на уровень успешности ученика в школе и в жизни после завершения школы.
Школьная реформа 1980-х и 1990-х годов в значительной степени основывалась на установке, что образование должно быть конкурентоспособным видом деятельности, в котором эффективность и результаты, поддающиеся измерению, являются приоритетными принципами. Даже еще до 1900 года образование равнялось на промышленную модель организации и усваивало принципы эффективного научного менеджмента. Такой союз образования и бизнеса продолжил свое существование и в ХХ веке. За последнее десятилетие частный сектор изменился в ответ на более напряженную международную конкуренцию и потребовал, чтобы образование перешло на рыночную модель или модель организации, деятельность которой по управлению школами базировалась на уставах, дополнением чего должна стать децентрализованная система принятия решений и конкуренция между учениками. Обоснование, которое дают реформаторы школы с ориентацией на деловую модель, заключается в том, что конкуренция среди учеников и среди учителей будет иметь такие положительные последствия, как лучший уровень знаний и способность приспосабливаться как к потребителям (то есть, ученикам и их родителям), так и к бизнес-структурам (то есть, школам). Однако вызывает определенные сомнения идея, что движение от стабильности и предсказуемости в направлении деятельности в стиле «компаний третьей волны», принесет преимущества детям или сможет гарантировать успешные результаты для национальной экономики. Можно даже найти основания для пессимистической оценки. Так, Болама считает, что нынешними реформаторами школы больше двигают «идеологические или политические убеждения, чем рациональное обоснование или результаты исследований».
Во главе тех, кто лоббирует введение в школах бизнес-моделей, часто находятся бизнесмены, которые имеют немного или никакой веры в способность школьного персонала адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам в обществе. Так, Кирнс и Дойль отмечают, что образование необходимо реструктурировать, и, в частности, должна быть привлечена бизнес-модель: чтобы быть успешной, движущим фактором новой модели школьной реформы должна быть конкуренция и рыночная дисциплина, которые являются незнакомыми территориями для педагогов.
Бизнесу придется определять новую модель, и цель ее должна быть четко очерченной с самого начала: полная реструктуризация. Неудивительно, что такое утверждение вызвало бурю негодования со стороны учителей, администрации и школьных правлений, и мало способствовало развитию позитивных отношений между школой и бизнесом. Основная часть таких реформаторских предложений была внесена со стороны «аутсайдеров», таких как правительственные чиновники и законодатели, профессора высшего образования, а также известными руководителями корпораций, а непосредственных работников образования, которые, впрочем, и должны были реализовывать поставленные планы, предложения и рекомендации, редко привлекали в их разработку.В специальных публикациях по вопросам образования одаренных учащихся, а также нарушений способности обучения. Важно то, что статьи и специальные тематические выпуски по вопросам инклюзивного образования и специального образования в контексте реформирования общего образования стали появляться и в работах, посвященных вопросам общего образования. Из всего указанного противоречия взглядов в то время, когда мы перешли в XXI век, приобретает все большее признание неизбежность и, возможно, в меньшей степени, потребность значительно более широкой инклюзии учеников с особыми учебными потребностями в общие школы и классы. Как проницательно отмечает Шрэг, «одним из важных показателей успешности школьной реформы будет предел, к которому образовательная система сможет налаживать и координировать взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты образования, социальных услуг, здравоохранения, и предел, к которому образовательная система сможет улучшать конечные результаты для всех учеников, включая тех, кто имеет недостатки развития».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)