- Продолжение реформирования школ
Усилия по реформированию школ продолжались и в 1990-х годах по всей Северной Америке и в англоязычных странах за рубежом. К центральным темам, которые возникали в этом процессе, принадлежали выбор школы, партнерство между школой и бизнес-структурами, конкуренция среди учеников и среди учителей, национальные стандарты и учебные программы, а также согласованные меры с целью централизации и передачи полномочий по принятию решений. Хорошо известные примеры школьной реформы, которые состоялись на основе обсуждения данной проблематики, произошли в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Попытки и даже законодательно поддерживать подобные реформы в последние годы появлялись как в Канаде, так и Соединенных Штатах, несмотря на предостережения, что такие шаги ставят под угрозу принцип равного доступа к образованию для детей из любой социально-экономической среды. Интересно, что реформы 1990-х в Канаде и США воплощались в конкретных задачах, которые предусматривали достижение высоких показателей в международных тестах, в частности, по таким предметам, как математика и естественные науки. Американцы особенно стремились создать больше условий для достижения отличных показателей академической успеваемости посредством уменьшения или полного устранения насилия, наркотиков или пассивного отношения учащихся к ежедневной школьной жизни.
Реформаторские усилия в специальном образовании в течение 1980-90-х гг. становились все более фрагментированными, по мере того, как основные деятели в этой сфере пытались выразить и критически проанализировать преимущества и ограничения, связанные с Инициативой общего образования и инклюзивным образованием. На одном полюсе мы находим группу реформаторов, желающих быстро перейти к тотальному инклюзивному образованию. Исходя из морально-этической аргументации, такие активисты призывают к отмене специального образования и полной интеграции всех учащихся в систему общего образования. На другом полюсе раздается призыв к сохранению возможностей обособленного образования и услуг, и высказываются серьезные сомнения в способности системы общего образования обеспечить должным образованием учащихся с нарушениями, которые затрудняют получение образования, и для одаренных учеников. Еще большее беспокойство раздается относительно возможной потери с трудом собранных ресурсов, специализированных услуг и экспертного опыта, которые накапливались несколько десятилетий в специальном образовании. В центре таких полярных взглядов на специальное образование оказались сторонники инициативы общего образования, которые утверждают, что:
- слишком многих учеников характеризуют как имеющих отклонения развития, и особенно это касается детей с трудностями в обучении;
- слишком много времени тратится на определение принадлежности к определенной категории, но слишком мало внимания уделяется тому, как удовлетворить учебные потребности учащихся;
- специализированные программы, которые предусматривают частичное изъятие учеников из обычной среды, но эффективность еще необходимо документально подтвердить, фрагментируют процесс обучения и преподавания;
- но отдельные классы для учащихся с нарушениями развития являются морально неоправданными.
Такие различия становятся более выразительными, когда различные заинтересованные группы в пределах специального образования начинают изучать свое потенциальное место в более широком контексте реформирования общего образования, как это отражено в специальных публикациях по вопросам образования одаренных учащихся, а также нарушений способности обучения. Важно то, что статьи и специальные тематические выпуски по вопросам инклюзивного образования и специального образования в контексте реформирования общего образования стали появляться и в работах, посвященных вопросам общего образования. Из всего указанного противоречия взглядов в то время, когда мы перешли в XXI век, приобретает все большее признание неизбежность и, возможно, в меньшей степени, потребность значительно более широкой инклюзии учеников с особыми учебными потребностями в общие школы и классы. Как проницательно отмечает Шрэг, «одним из важных показателей успешности школьной реформы будет предел, к которому образовательная система сможет налаживать и координировать взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты образования, социальных услуг, здравоохранения, и предел, к которому образовательная система сможет улучшать конечные результаты для всех учеников, включая тех, кто имеет недостатки развития».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)