- 1950 - 1970-е гг.
В отчетливо ощутимом общем одобрении общеобразовательных школ на протяжении почти всех 1950-х прозвучали сомнения в 1957 году, когда Советский Союз запустил на орбиту первый беспилотный космический аппарат, Спутник. Это событие повлекло целый поток предложений по совершенствованию учебных программ по математике и естественным наукам, который в целом распространился и на следующие 1960-е, когда задача образования получила еще большего расширения. Запуск Спутника также предоставил новый стимул к осознанию важности благоприятной среды для одаренных учащихся и, начиная с 1960-х гг., и в дальнейшем, стал толчком к разработке и расширению индивидуальных и специализированных программ. Кроме успешной конкуренции со Страной советов, местные сообщества и администрации надеялись, что школьные программы и педагоги будут решать целый ряд других проблем: например, бедности, преступности, защиты гражданских прав, отмены расовой дискриминации. В тот период общество начинает все больше поддерживать школы как наиболее жизнеспособную общественную структуру, которая может решать социальные проблемы, которые мешали успешному развитию, а также, в случае программ для одаренных детей, как инвестиции в будущую безопасность и / или процветание нации.
В 1960-70-х гг. существенные изменения произошли и в нескольких других значимых компонентах североамериканской модели образования и социализации детей. Во-первых, изменились роли внутри семьи, так что ситуация, когда оба родителя работают, становится нормой для детей. Эту тенденцию усилил экономический спад в Северной Америке во второй половине 1970-х. Во-вторых, резко возросло количество детей из неполных семей (с одним из родителей). Вместе эти два указанных условия привели к уменьшению роли родителей в воспитании детей. Кроме того, авторитет религии в жизни ребенка снизился настолько, что вообще перестал играть образовательную функцию для большинства молодежи. Четвертым фактором влияния на образование стало уменьшение количества граждан, непосредственно связанных со школами; соответственно, понятными становятся снижение доверия общественности к образованию и интереса к ее поддержке. Это стало одним из факторов усиления внимания к ответственности, эффективности в школьной практике и обязательных школьных программ. Другое заметное изменение тех времен побудило к пересмотру механизмов социализации детей, усвоению ими ролей взрослых: ценности и отношения молодежи все больше формировались под влиянием электронных средств информации. И наконец, в 1970-х изменилось отношение родителей в школах и учителей; общественная критика образования начала все больше распространяться на институт школы как таковой, в отличие от предыдущего внимания к качеству преподавания. Фактически, произошло существенное снижение степени взаимодействия семьи и школы для достижения общих целей для детей.
В этот период специальное образование также претерпело драматические изменения. Родительские правозащитные объединения, движение за гражданские права, а также совершенствование теоретической базы, способов диагностики, методики преподавания для учащихся с особыми учебными потребностями побудили к развитию и распространению специального образования по всей Северной Америке. Те школьные классы, которые первоначально предназначались для учащихся с явно выраженными или тяжелыми нарушениями развития, совсем скоро начали приглашать учеников с менее явными отклонениями (т.е. нарушениями учебных возможностей, незначительной умственной отсталостью, умеренной эмоциональной неуравновешенностью). А эти указанные группы учеников позже оказались в центре «заметных противоречий, дискуссий и даже судебных разбирательств». Распространение финансируемых государством школ и классов специального образования сформировало отдельную, хотя и параллельную, систему школьного образования, так что идентифицировали все большее количество учащихся с особыми потребностями, а также предоставлялось все больше различных видов услуг. Хорошо зарекомендовал себя в общеобразовательных школах подход на основе «пяти пунктов» - односторонний процесс направления, тестирование, отнесение к определенной категории, размещение и разработка соответствующих учебных программ. Специализация учителей, программы подготовки будущих педагогов, методика оценки и преподавания, специализированные профессиональные и родительские правозащитные объединения, исследования и публикации, а также дополнительные услуги - все это было частью хорошо отлаженной, отдельно финансируемой образовательной структуры, которая становилась все более конкурентоспособной по отношению к системе общего образования в вопросах финансирования, использования ресурсов и эффективности персонала. Вместе с тем, перед лицом настоятельных требований расширять объемы учебного материала и охватывать быстро увеличивающиеся объемы знаний, педагоги в системе общего образования с готовностью «передавали» в специальное образование любых учеников, обучение или поведение которых оказывались за пределами «нормальных» ожиданий.
Публикация Дубно в 1968 критического анализа обособленных классов специального образования вызвала целое направление интенсивных критических размышлений вокруг специального образования. Очень тщательно изучали практический опыт специального образования, включая практику тестов на определение уровня интеллекта, неразборчивое размещение в специальных классах слишком большого количества учеников, которые испытывали трудности обучения в системе общего образования, вредные последствия классификации и отнесения к определенной категории, несоразмерное количество учеников из бедных семей и культурных меньшинств в специальных классах, а также саму эффективность специализированных программ. Такая обеспокоенность сочетается с более глубоким и ощутимо позитивным сдвигом в отношении общества к инвалидам и лицам с недостатками развития, что было вызвано, в свою очередь, движениями по стандартизации в образовании. Родители и объединения по защите гражданских прав выступали за интеграцию детей с небольшими и тяжелыми нарушениями в школы и классы местных сообществ, а соответственно настроенные педагоги поддерживали интеграцию учащихся с нетяжелыми нарушениями в обычные классы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)