Разработка и внедрение индивидуальных учебных планов
Инклюзия - это способ мышления и действия, который позволяет каждому человеку чувствовать себя защищенным и знать, что его принимают и уважают. Инклюзивное сообщество сознательно развивается, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности своих членов. Через признание и оказание поддержки оно обеспечивает условия для значимого участия и равного доступа к преимуществам гражданства.
В Манитобе мы выбираем инклюзии как средство улучшения благосостояния каждого члена нашей общины. Работая вместе, мы способны создавать основу для лучшего будущего всех нас.
Изложенный материал об основах технологии планирования для индивидуальных учеников поможет учитывать и отвечать на широкий диапазон особых учебных потребностей разных детей в течение их школьного пути.
Исходные положения
Просветительское сообщество провинции Манитоба свою главную задачу видит в том, чтобы помогать каждому ребенку, полностью реализовать свой потенциал в обучении. В Манитобе вся работа образовательной системы построена на твердом убеждении, что все ученики:
- способны учиться;
- имеют свои собственные индивидуальные способности и потребности;
- учатся разными способами и в разном темпе;
- учатся в разных местах;
- происходят с разной социальной среды с неодинаковым уровнем благосостояния, своими традициями жизни и воспитания;
- требуют уважительного отношения к своим индивидуальным особенностям;
- стремятся быть неотъемлемой частью коллектива и знать, что их ценят;
- имеют право получать надлежащую образовательную программу.
В провинции Манитоба индивидуальное планирование уже стало традиционной составляющей общей образовательной практики, начиная с публикации в 1998 году первого пособия «Индивидуальное планирование образования. Методические рекомендации по разработке и внедрению индивидуального учебного плана. От начальной до старшей школы» (Министерство образования и профессиональной подготовки Манитобы), произошли существенные сдвиги на законодательном и нормативном уровне. Они протекали параллельно с изменениями философского и практического аспекта образования.
Надлежащая образовательная программа
Обеспечение надлежащей образовательной программы - процесс, основанный на сотрудничестве школы и общины. Вместе они создают ту или иную учебную среду, а также предоставляют ресурсы и услуги, чтобы обеспечивать всем ученикам возможности для обучения в течение всей жизни и удовлетворять их социальные и эмоциональные потребности. В Манитобе каждый ребенок имеет право на надлежащую образовательную программу.
Большинство учеников достигает ожидаемых результатов обучения, предусмотренные учебной программой провинции. Для этого им достаточно поддержки классных учителей и / или учителей-предметников, которые применяют широкий набор методик преподавания, разноплановых задач и материалов. Кроме этого, в повседневной работе именно учитель первым замечает, что некоторые дети сталкиваются с трудностями при усвоении учебного материала. Незначительное количество учащихся приходит в школу с уже диагностированными состояниями и / или выявленными учебными потребностями.
Индивидуальное планирование
Индивидуальное планирование - это технология, которая предусматривает сотрудничество членов команды поддержки, в частности педагогов и родителей, для удовлетворения уникальных потребностей ребенка. Цель этой технологии заключается в том, чтобы помогать ученику получать знания и навыки, которые для него является следующим логическим шагом вперед по сравнению с текущими показателями развития и успешности.
Команда поддержки обнаруживает учебные потребности ученика, определяет и реализует соответствующие учебные вмешательства, в конце оценивает их эффективность. Перечень возможных вмешательств достаточно большой, от краткосрочных стратегий, которые внедряются непосредственно в учебном процессе на уровне класса, к разработке комплексной индивидуализированной программы. Представленная технология планирования - достаточно универсальная, благодаря чему ее можно использовать для налаживания систематической работы по удовлетворению широкого диапазона особых потребностей.
Время и усилия, которые члены команды поддержки вкладывают в подготовку и внедрение плана для определенного ученика, вознаграждаются ростом учебных показателей. С другой стороны, если этот процесс лишен динамики и последовательности, если составленный индивидуальный учебный план просто «лежит на полке» и педагоги редко сверяются с ним в планировании повседневной деятельности на уроках, то вряд ли стоит ожидать какого-то эффекта. В частности, улучшения текущей успеваемости или значительного прогресса и повышения достижений в долгосрочной перспективе.
Технология индивидуального планирования и разработанные в соответствии с ней индивидуальные учебные планы – максимально эффективны, когда:
- работа построена на принципах сотрудничества всех членов команды, учитывает мнения и предложения каждого из них, то есть является по-настоящему инклюзивной;
- все члены команды поддержки участвуют в процессах обмена информацией, оценке сильных сторон ребенка во всех сферах развития, определения вопросов по решению и формулированию рекомендаций в соответствии со своей квалификацией;
- планирование образовательной программы осуществляется на основе данных из текущей характеристики (профиля) ученика;
- все предложения и решения по формированию образовательной программы вытекают из текущей оценки сильных сторон и имеющейся успешности ребенка;
- все предложения и решения по формированию образовательной программы учитываются в повседневном учебном процессе;
- обязанности четко определены;
- ведется непрерывный мониторинг достигнутого прогресса;
- в программу вносятся коррективы в зависимости от изменения обстоятельств в жизни ученика и соответственно динамике его учебных и других показателей.
Индивидуальные учебные планы
Индивидуальный учебный план - документ, отражающий процесс планирования для отдельно взятого ученика. Это не документ в юридическом смысле, а скорее выполняет функцию планирования, фиксирования и коммуникации. В разных школьных округах приняты свои устоявшиеся термины и аббревиатуры для обозначения процессов индивидуального планирования и соответствующих письменных планов. В нашем случае понятие «индивидуальный учебный план» употребляется в глобальном смысле – как письменный документ, который разрабатывает и внедряет команда и который содержит определенный план мероприятий для удовлетворения уникальных учебных потребностей школьников.
Эта технология индивидуальной планировки пригодна для работы со многими учениками, которые очень отличаются своими сильными сторонами и потребностями. Поэтому каждый созданный в ее пределах индивидуальный учебный план будет специфическим для ребенка, для которого он предназначен. Аналогично, формат, количество страниц и содержание документа определяется его потребностями. Как правило, для учеников, обучающихся по типовой программе с адаптациями, индивидуальный учебный план занимает одну-две страницы. Для меньшего количества детей, со сложными потребностями, необходимо разрабатывать более детализированные и комплексные индивидуальные учебные планы.
Хорошо продуманный индивидуальный учебный план и его систематическое внедрение дают ученику больше возможностей достигать определенных для него ожидаемых результатов и реализовать свой потенциал к обучению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)