Методика проведения коррекционно-воспитательных занятий - IV этап
При подготовке к проведению ролевой игры ученики обязательно присоединяются к ее подготовке и организации. Они, вместе с педагогом, разрабатывают план ее проведения, подбирают необходимый познавательный материал, готовят наглядность, распределяют роли и т.д.
В ходе работы с детьми с самого начала следует сосредоточить внимание на необходимости учить детей правильно выполнять соответствующие действия, помня о том, что приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Во время занятий рекомендуется использовать различные карты, схемы, которые облегчали бы и ускоряли усвоение необходимого материала учениками. Соответственно оформленные определения, выводы, нравственные правила, становятся ориентирующей основой умственных действий школьников, «опорой» для них.
Отвечая на вопрос или осуществляя определенные действия, они должны иметь возможность ориентироваться на такие «опоры».
Залог успеха в процессе формирования положительных навыков поведения заключается в том, чтобы этот процесс основывался на заинтересованности самого ребенка. Ведь именно при этом условии навык формируется и превращается в привычку, а соответствующее ему действие становится потребностью ребенка, который, к тому же вызван положительными мотивами.
Обсуждение прочитанного, анализ типичной ситуации, содержания пословицы, басни; анализ действий, поступков и поведения в целом во время проведения игр, в том числе с применением элементов социально-психологического тренинга; этические беседы; проективные методики (методика комментирования рисунков) и тому подобное.
Целесообразность применения последних обусловлена их ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, а также тем, что данные методы предусматривают своеобразный вариант обучения на моделях.
Задачи, стоящие перед учениками (например, в ходе игры), должны ставить цель побудить учащихся к самостоятельному поиску правильного решения поставленной перед ним задачи, порождать вопросы и побуждать найти на них ответы. При подготовке тех или иных упражнений, в основу их следует возлагать реальные жизненные ситуации, с которыми школьники встречаются в повседневной жизни.
Предметом обсуждения в процессе так называемых групповых дискуссий могут стать случаи из повседневной жизни школьников (в школе, во дворе, на улице, в транспорте, в общественных местах, дома и т.д.); отношения со сверстниками, с людьми моложе или старше по возрасту; общение со знакомыми и незнакомыми. Это могут быть также особенности взаимодействия членов группы, например, в ходе ролевой игры, или поведение отдельных участников.
Ролевые игры проводятся в форме разыгрывания заданной ситуации, которая содержит определенную нравственно-психологическую проблему, с целью максимального подключения участников игры в поиск решения этой проблемы. Одной из важных задач, которые решаются в процессе проведения данных занятий, должно стать формирование у школьников коммуникативных умений (умение начинать и поддерживать разговор, умение получать необходимую информацию путем общения с окружающими), развитие способности к коммуникативной деятельности.
Выполнению таких упражнений, как правило предшествует определенная подготовительная работа:
ознакомление учащихся с заданием; актуализация необходимых знаний и умений; составление (совместно с воспитателем) плана выполнения задания по его степени обсуждения.
С целью усиления эффективности коррекционно-воспитательной работы, на четвертом этапе используются методы:
приучения (которые заключаются в организации планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы поведения); тренировка (с целью приобретения опыта коллективных отношений, необходимых для формирования гражданских качеств личности); методы с применением элементов социально-психологического тренинга (групповые дискуссии, ролевые игры).
Ученикам предлагаются следующие задачи:
на развитие умения аргументированно оценивать собственные и чужие поступки; на формирование умения вести себя адекватно ситуации; умение применять знания в практике повседневного поведения.
На четвертом этапе основное внимание направляется на формирование у учащихся нравственных навыков и соответствующих умений.
Целью занятий на данном этапе являются:
продолжение работы, начатой на предыдущих этапах, по формированию и развитию способности учащихся к аргументированной оценке, классификации поступков, к оценочному суждению и тому подобное; формирование у учащихся положительных навыков повседневного поведения, умение вести себя адекватно ситуации, проявлять соответствующее отношение к окружающим, руководствоваться в своем поведении нормами морали.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)