Осознание инвалида себя как достойной личности
Личностно ориентированное воспитание, имеющее целью достижение осознания воспитанником себя как личности, невозможно без уважительного отношения к ребенку со стороны значимых для него взрослых. Психологи рекомендуют воспитателю в практике своей работы придерживаться соответствующей воспитательной позиции:
- понимание ребенка;
- признание ребенка;
- принятие ребенка.
Для эффективной организации воспитательного процесса необходимо, чтобы процесс понимания воспитанников воспитателем в целом был результативным. Следовательно, педагог должен обладать следующими качествами:
- способностью воспринимать и адекватно интерпретировать поведение ребенка в каждый момент его деятельности и общения, фиксировать изменения в чувствах и поступках, определять причины, которые привели к этим изменениям;
- умением выявлять и сравнивать характер изменений, которые наступают в вербальном и невербальном поведении воспитанников, делать правильные выводы;
- умением избегать субъективного объяснения и оценки поведения воспитанников;
- способностью вовремя принимать и правильно оценивать эмоциональное состояние ребенка через экспрессивные моменты общения (мимика, поза, жесты и движения, интонация и темп речи).
Представители гуманистической психологии считают, что педагог, который стремится к личностно-центрированному воспитанию, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
- демонстрировать доверие детям;
- помогать детям формулировать цели, стоящие перед группой или индивидом;
- исходить из того, что у детей есть мотивация к обучению;
- быть для учеников источником опыта по всем вопросам;
- выявлять эмпатию - способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его таким, какой он есть;
- быть активным участником группового взаимодействия;
- владеть стилем неформального теплого общения с учащимися;
- владеть положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Педагог должен создать такую моральную психологическую атмосферу в коллективе, которую характеризовала вера детей в собственные возможности, вера в положительные ценности и идеалы, в возможность сделать свою жизнь лучше.
Несмотря на значительные трудности в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые вовлечены в специально организованную педагогом деятельность, возникает важная воспитательная задача: помочь умственно отстающим ученикам выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые необходимо усвоить. Ведь неосознанное усвоение норм поведения делает поведение неустойчивым. Прочное и осознанное усвоение норм морали обеспечивается при условии активного участия воспитанников во всех видах деятельности, при условии расширения и углубления опыта их практической деятельности.
Результативность коррекционно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой степени ребенок вовлечен в социальные отношения, насколько широки его отношения с людьми; насколько успешно он входит в мир вещей и явлений окружающего мира; насколько успешно он усваивает социальный опыт, овладевает речью, предметными действиями, привычками, разными формами поведения. Вот почему, рассматривая воспитание как главную, внутреннюю сущность образования, считаем, что оно должно обеспечить систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка с целью всестороннего развития его личности, подготовки его в производственной, общественной и культурной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)