Воспитание как коррекционно-направленный процесс
Психофизические недостатки развития детей обусловливают необходимость решать специфические задачи. Возникает необходимость организовать жизнь, деятельность и лечение учащихся в соответствии с имеющимся у них расстройством и вторичными нарушениями. Особенности детей с нарушениями психофизического развития рассматриваются отечественными дефектологами в динамике, в связи с причинами их возникновения, их влиянием на формирование личности, в зависимости от условий жизни и развития ребенка.
Так, рациональное построение системы воспитания детей возможно только при условии правильного понимания структуры расстройства, то есть в том случае, когда изучены не только основные нарушения, но и все последующие отклонения, обусловленные первичным дефектом.
В процессе коррекционно-воспитательной работы необходимо принимать во внимание все положительные стороны личности ребенка и учитывать все возможные компенсаторные механизмы. Ведь пластичность нервной системы ребенка, ее приспособительные возможности очень большие. Следует помнить, что при благоприятных для ребенка условиях можно достичь значительных результатов: в процессе обучения и воспитания развивается психика и личность ребенка, формируются умения работать и жить в коллективе.
Все личностные изменения: замкнутость, отчужденность, некритическое отношение к себе, деспотичность, требовательность к другим, или неуверенность в своих силах, нерешительность, боязливость - все это результат неправильной реакции на расстройство, которое проявляется при неправильном отношении к детям со стороны окружающих.
Эти отклонения являются наиболее удаленными от первичного расстройства, поэтому легче преодолеваются. Однако это возможно только при условии правильно организованной жизни, деятельности детей, правильного отношения к ним со стороны взрослых и детей, которые их окружают.
Отклонения в развитии личности, которые являются своеобразной реакцией на расстройство, поддаются воспитанию. При этом воспитательное воздействие, направленное на их преодоление, дает наибольший эффект при условии учета причин, которые вызвали эти отклонения, а также условий предшествующего развития ребенка.
Идеальным результатом воспитания считается такое моральное развитие личности, при котором совпадают уровни развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся совпадают с их взглядами, сознанием, убеждениями. Однако добиться единства сознания и поведения, даже в процессе воспитания школьников, которые развиваются нормально, бывает достаточно сложно. Еще более сложными являются эти задачи, когда речь идет о детях с ограниченными психофизическими возможностями, так как разрыв между сознанием и моральным поведением у них очень значительный. Именно поэтому коррекционные усилия должны быть направлены на преодоление диссоциации в развитии сознания, поведения, характера и чувств у школьников. Особое внимание следует обращать на преодоление разрыва, расхождения между словом и делом; намерениями, желанием и фактическими поступками; между умом и эмоциональными проявлениями.
Недостаточны только такие конечные результаты коррекционной работы специальных школ, как достижение определенной компенсации нарушений слуха, зрения, речи или интеллекта. Необходимо усилить влияние коррекционной работы на моральное развитие учащихся, на формирование у них общественного сознания.
Индивидуальный подход в воспитании.
Воспитательному процессу специального заведения присуще осуществление индивидуального подхода к учащимся. Такой подход предполагает прежде всего изучение взаимоотношений между личностью и коллективом, выяснение той позиции, которую занимает воспитанник по отношению к другим членам коллектива. Педагог должен учитывать уровень развития речи и уровень развития личности (отношение к себе, к другим, к труду, к своим обязанностям).
Используя все доступные средства общения, он должен обеспечить такое отношение коллектива к каждому из его членов, при котором лучше преодолеваются отклонения, обусловленные имеющимся расстройством у каждого. Таким образом, индивидуальный подход всегда предполагает работу с коллективом, в котором находится ребенок.
Необходимым условием правильной организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении является учет своеобразия психического развития учеников на каждом из возрастных этапов. В то же время это не означает пассивного приспособления методов и форм воспитательной работы к имеющимся у школьника, на данный момент, возможностям.
Чтобы управлять процессом становления личности ученика, целенаправленно проектировать эту личность, воспитание должно идти впереди психического развития, вести его за собой.
Дифференцированный подход в воспитании.
Воспитательный процесс в специальных школах-интернатах строится также на основе принципа дифференцированного подхода к учащимся. Такой подход ориентируется на учете познавательных возможностей и личностных характеристиках воспитанников, их типологических различиях по определенным показателями. Воспитательное воздействие на такие группы школьников осуществляется в различном темпе и на разном уровне сложности нравственных понятий, которые усваиваются ними. Таким образом, специфическим в решении воспитательных задач в условиях специального образовательного учреждения является дифференцированный подход к уровню решения тех или иных задач по различным категориям учащихся, при общей идейной направленности этой работы.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных образовательных заведениях должна предусматривать не только формирование у учащихся определенных черт, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они оказались в реальных действиях, поступках школьников, в их поведении.
Отечественная коррекционная педагогика исходит из оптимистического рассмотрения возможности всестороннего развития детей. Практика подтверждает правильность такого подхода. Особенно заметными результаты являются тогда, когда этот оптимистический взгляд и вера в собственные возможности воспитываются в самих детях. В то же время провозглашается необходимость сочетать требовательность с уважением к слабым сторонам ребенка, не допуская при этом скидки на дефект, не позволяя малейших отступлений от правил и требований коллектива.
и видели ее результаты. Это будет способствовать появлению мотива к новой деятельности.
Таким образом, организация коррекционно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей должна базироваться на основных принципах коррекционной педагогики и специальной психологии, в условиях тесного взаимодействия и сотрудничества воспитателя и школьного психолога. Это будет способствовать эффективному решению диагностических, учебных и коррекционно-воспитательных задач.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)