Система комплексного подхода
В специальных школах давно и надежно сформирована система комплексного медико-педагогического подхода к диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе. Взаимодействие учителя, воспитателя и врача - хорошо отработанный, проверенный временем механизм. Организация же психологической службы требует от психолога дальнейшего развития и совершенствования системы работы, ситуации, а главное - четкого определения, с одной стороны, задач каждого специалиста, работающего с детьми, с другой - тех сфер взаимодействия, которые определяют эффективность работы всего заведения в достижении главной цели: подготовки ребенка к самостоятельной жизни и успешной интеграции в общество. Поэтому, важной задачей специального образовательного учреждения для умственно отсталых детей на сегодняшний день является налаживание тесного взаимодействия таких важных субъектов коррекционно-воспитательного процесса как педагог-воспитатель и школьный психолог.
Главными задачами практического психолога школы является осуществление диагностической (изучение особенностей познавательного и личностного развития учащихся, состояния сформированности коллектива и т.п.), коррекционной, консультативной и профилактической работы. Специфика работы в специальном заведении образования для умственно отсталых детей обусловлена, в первую очередь, распределением коррекционной функции с педагогом. Как известно, в коррекции психофизического развития нуждаются все воспитанники заведений этого типа. Эта задача реализуется педагогическим коллективом благодаря специально организованной коррекционно-воспитательной работе. Педагоги-воспитатели, вместе с школьным психологом должны сосредоточить свои совместные усилия на решении проблем, присущих школьникам: это расстройства внимания, проблемы общения, нарушения эмоциональной сферы, неадекватная самооценка, комплекс неполноценности, неадекватное отношение к себе и др. Ведь дети с нарушениями интеллекта, обучающиеся в одном классе, отличаются между собой по возрасту, структуре дефекта, клиническим диагнозом, умственными возможностями, готовностью к усвоению знаний, уровнем сформированных навыков самообслуживания и т.п. У каждого ребенка своя история развития. Очевидно, для того, чтобы организовать сотрудничество с каждым членом воспитательной группы, воспитателю необходимо, совместно со школьным психологом, постоянно изучать не только каждого из учеников отдельно, но и ученический коллектив в целом.
И только совместными усилиями педагога и психолога возможно выявить проблемы, которые становятся причиной таких конфликтов и которые мешают учебно-воспитательному процессу; оптимизировать деятельность педагогов, стратегию их поведения в сложных ситуациях.
Вот почему педагоги во внеклассной воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны руководствоваться необходимостью применения психологических приемов бесконфликтного общения и овладевать навыками саморегуляции в сложных, конфликтных ситуациях. Они должны знать типичные конфликт-гены общения, распознавать и понимать наличие собственных конфликт-генов; уметь избавляться от личностной конфликтности и конфликтных форм и стереотипов поведения; владеть навыками правильного (Адекватного, конструктивного) поведения в сложной ситуации; уметь предупреждать деструктивные последствия поведения.
Психолог советует:
- Эмоциональное возбуждения учеников преодолевайте проявлением противоположной реакции. Старайтесь переключить внимание ученика из объекта раздражение на любимое занятия.
- В любом случае проявляйте уважение к личности воспитанника, Считайтесь с его мнением.
- Будьте равноправным участником совместной деятельности, вместе с воспитанниками, выполняйте задания и участвуйте в играх (дети будут брать с вас пример, последуют образцы произвольного поведения).
- Воспитательные занятия разнообразьте приемами, которые побуждают учеников быть активными, обеспечивают обратную связь.
- Сплачивая коллектив учащихся, создавайте условия для формирования дружеских отношений в процессе выполнения совместных дел, игр, занятий.
- Планируйте воспитательную работу так, чтобы все воспитанники были привлечены к деятельности, которая часто меняет друг друга, потому что лучший отдых - это смена деятельности.
- Подключайте учащихся к творчеству, а значит - самостоятельности, предлагайте им задачи с элементами креативности.
- Обязательно объясняйте ученикам цель каждого вида деятельности и старайтесь, чтобы они видели ее результаты. Это будет способствовать появлению мотива к новой деятельности.
Таким образом, организация коррекционно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей должна базироваться на основных принципах коррекционной педагогики и специальной психологии, в условиях тесного взаимодействия и сотрудничества воспитателя и школьного психолога. Это будет способствовать эффективному решению диагностических, учебных и коррекционно-воспитательных задач.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)