Деятельность воспитателя и психолога в системе воспитания особенных детей
Школьные годы являются чрезвычайно важным звеном процесса социализации растущей личности, ведь школьная среда, как сложно организованная система, позволяет решать не только учебные, но и ряд социально-психологических задач (привлечение детей к системе определенных норм и ценностей, формирование у них соответствующих навыков и умений, развитие и приумножение контактов с другими людьми в условиях совместной деятельности, обогащение общественным опытом и т.д.). В то же время, аномальный характер психофизического развития вносит значительное своеобразие в процесс становления умственно отсталого ребенка как личности, а негативные социальные последствия дефекта являются значительным препятствием на пути его полноценной социализации.
Исследование особенностей коррекционно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей, проводилось в течение нескольких лет, и позволило выделить ряд достаточно существенных проблем современной специальной школы-интерната. Значительное количество из них обусловлена тем, что педагог-воспитатель не всегда умеет и стремится выяснить причины определенных трудностей в воспитательной работе с учащимися разного возраста, предупредить и преодолеть отклонения в личностном развитии школьников, помочь им в решении конфликтных вопросов и ситуаций. Воспитатели очень часто оценивают личность ученика, не обладая достаточной информацией о нем, без понимания истинных мотивов его поступков и действий, используя в основном субъективные впечатления о ребенке и его поведении, полагаясь на собственный опыт и интуицию. Обращает на себя внимание не всегда умелая организация педагогами способов собственного поведения и деятельности, поведения учащихся и разнообразного воздействия на них. Достаточно часто непродуктивность деятельности воспитателя объясняется неумением анализировать актуальное психологическое состояние как коллектива в целом, так и каждого ученика в отдельности; оценивать результаты воспитательных воздействий на школьников с учетом параметров их психического развития; применять специальные приемы анализа конфликтных или противоречивых ситуаций и поступков школьников, и, соответственно, методично правильно применять средства воспитательного воздействия.
В то же время современные исследователи в области коррекционной педагогики, выделяя чрезвычайную актуальность проблемы профилактики психического состояния и предупреждения конфликтов во вспомогательных школах, также связывают это не только со сложностью решения уже развернутых конфликтов умственно отсталых школьников, но и недостаточной психологической компетентностью педагогов. Поэтому педагоги-воспитатели нуждаются в помощи школьной психологической службы как необходимого компонента системы специального образования, которая сейчас находится на стадии становления, отмечаемой многими отечественными психологами и дефектологами и, о чем свидетельствует школьная практика.
Таким образом, на сегодняшний день в специальной школе создалась довольно спорная ситуация. С одной стороны, целью воспитательного процесса (а значит и задачей педагога-воспитателя) является формирование личности ребенка, его социальное развитие, призванное обеспечить вхождение в широкий мир; формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения; необходимых знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в окружающей среде, адекватно реагировать на явления, события, людей и т.д. Вместе с тем, цель работы школьного психолога заключается в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления собственным внутренним миром и системой отношений с внешним миром.
С другой стороны, изучение практики работы специальных учебных учреждений для умственно отсталых детей свидетельствует об укоренившемся взгляде на планирование воспитательной работы как на планирование воспитательных мероприятий, а не процесса формирования личности ученика; преобразование воспитательных мероприятий в самоцель деятельности воспитателя, что в свою очередь, приводит к деформации как содержания, так и последовательности воспитательных действий, приводит к изменению критериев контроля за процессом воспитания и оценки его эффективности; преобладании субъект-объектных отношений в воспитательной деятельности; закреплении в отношениях воспитателя и воспитанника стереотипов руководства и подчинения как основной позиции в воспитательном процессе и др.
Практическая работа педагогов и психолога осуществляется преимущественно параллельно. Каждый из них воплощает свой подход к ребенку. А недостаточность знаний педагогов об основных функциях школьного психолога приводит к тому, что проблемные вопросы и конфликтные ситуации они пытаются решить самостоятельно, к тому же, не всегда успешно. Только около 15% педагогов вспомогательной школы обращаются к школьному психологу с соответствующим запросом. Отсутствие системного психологического воздействия на учащихся приводит к неадекватному восприятию некоторыми из них функций и задач деятельности психолога. У одних консультации психолога вызывают страх, у других - протест. Ученики, психологическое сопровождение которых осуществлялся с первого класса, на занятиях у психолога пассивные, испытывают значительные трудности при выполнении интерактивных упражнений, заданий с применением коммуникативных техник. Им трудно действовать в ситуациях ролевых игр, психологической гимнастике, и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)