Оценки поведения учащихся с ограниченными способностями
Очень существенным моментом в процессе формирования морального поведения является объективная оценка педагогами действий ребенка и его успехов. Каждый поступок, каждое действие школьников должны оцениваться по трем важнейшими показателями:
- Практический результат (что сделали).
- Интеллектуальный результат (чему научились).
- Моральный результат (как проявили себя).
При этом надо помнить, что деятельность ученика, его поступки, могут определяться различными мотивами, в частности, мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудач. Поэтому, когда воспитатель редко поощряет детей за успехи, а часто наказывает за ошибки и неудачи, у них формируется мотив избегания неудачи. Именно этим мотивом они руководствуются в своей деятельности, а не стремлением добиться успеха. Если же внимание педагога, а также и значительная часть стимулов приходится на успехи ребенка, то, соответственно, возникает мотив достижения успеха. Таким образом, самооценка ребенка непосредственно зависит от характера оценок его успехов и неудач в различных сферах деятельности, которые даются ему воспитателем.
Учет возрастных особенностей учащихся
Необходимым условием целесообразной организации воспитательного процесса в специальном общеобразовательном учреждении по формированию у учащихся осознанного социального поведения является учет своеобразия психического развития школьников на каждом из возрастных этапов. Вместе с тем, это не означает пассивного приспособления методов и форм воспитательной работы к имеющимся у школьника, на данный момент, возможностям. Чтобы управлять процессом становления личности ученика, целенаправленно ее проектировать, воспитание должно идти впереди психического развития, вести его за собой.
Обеспечение коррекционной направленности воспитательного процесса
Идеальным результатом воспитания считается такой моральное развитие личности, при котором совпадают уровни развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся совпадают с их взглядами, сознанием, убеждениями. Именно поэтому коррекционные усилия должны быть направлены на преодоление разрыва в развитии сознания, поведения, характера и чувств у школьников.Решение этих непростых задач осуществляется на основе комплексного подхода к формированию личности ребенка, выравнивания сторон.
Коррекция в нравственном воспитании заключается в том, что моральное поведение, мировоззрение формируются из-за влияния на чувственный опыт и эмоциональную сферу путем максимального привлечения каждого воспитанника в практическую деятельность детского коллектива, поскольку в воспитании детей с психофизическими ограничениями на всех возрастных этапах доступным и важнейшим источником обогащения нравственного опыта является общение учеников между собой и с другими людьми. Вот почему перед воспитателем стоит важная задача шире развернуть систему социальных контактов каждого ученика, воспитать потребность в них.
Подытоживая сказанное, можно определить ведущие принципы, которыми должен руководствоваться педагог при формировании социального поведения учащихся.
Таковыми являются:
- Обогащение личного опыта нравственного поведения ученика как базы для этических обобщений;
- Специальная организация и коррекция практических действий учащихся, их переживаний;
- Формирование межличностных отношений и отношений внутри коллектива;
- Преодоление замкнутости воспитательного процесса внутри школы и обеспечение тесной связи его с жизнью путем привлечения школьников в социальные отношения людей, которые их окружают, к непосредственному участию в общественной жизни.
Таким образом, все содержание воспитательной работы в специальных школах-интернатах должно направляться на надлежащую подготовку своих воспитанников к жизни. Особенно важно морально закалить учеников. А это, в свою очередь, достигается обеспечением тесной связи школьного воспитания с жизнью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)