Проблемы обучения детей-инвалидов в России
Россия уделяет значительное внимание достижению надлежащей социальной защиты незащищенным слоям населения, в частности лицам с нарушением развития или ограниченными физическими, психическими или интеллектуальными возможностями. На сегодняшний день в России проживает более 5% людей с ограниченными возможностями от общей численности населения страны, и их количество ежегодно растет. В стране остро стоит проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, что в дальнейшем вызывает проблемы с трудоустройством. Это приводит к их моральной деградации, социальному напряжению, незащищенности и материальной нестабильности, а также к бедности их семей. Следовательно, необходимым условием для достижения благоприятного духовного состояния развития личности, высокого уровня социальной зрелости, а также нравственности является надлежащее образование и воспитание детей с нарушенными возможностями, и дальнейшее их трудоустройство. Это в свою очередь вызывает необходимость исследования процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в семье и специализированных учреждениях или школах, а также обоснование направлений их улучшения.
Создание необходимых условий для улучшения положения людей с инвалидностью в здоровом обществе путем их привлечения к полноценному участию во всех сферах общественной жизни, обеспечения равного доступа к образованию является главной целью учебно-воспитательной системы страны. Для этого внедряется система сопровождения обучения, включая новейшие образовательные технологии, специальные методы поддержки и адаптивные технические средства в учебных заведениях. Ведущим средством технического сопровождения обучения лиц с недостатками слуха является использование тактильно-жестового языка, с недостатками зрения использование «шрифта Брайля».
Также во время учебно-воспитательного процесса следует проводить специальные мероприятия: соревнования клуба интеллектуальных игр «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?», турниры по шахматам и шашкам, а также привлекать к деятельности в кружках самодеятельности. Проведение таких мероприятий создает почву на преодоление изолированности молодежи с особыми потребностями, активизирует их жизненную позицию, творческие достижения.
Одной из главных задач школ является подготовка выпускников к адаптации в сложных экономических условиях, в их включение в незнакомый, сложный мир производственных, деловых и человеческих отношений.
Проблема получения образования детьми с ограниченными возможностями
связана с такими недостатками:
отсутствие безбарьерной архитектуры - инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата практически лишены возможности посещать аудитории;
отсутствие соответствующих санитарно-гигиенических условий в вузах и школах;
отсутствие соответствующей медицинской поддержки (психологической и социальной) студентов и преподавательского коллектива;
неадаптированность средств обучения к людям, которые имеют недостатки зрения, слуха, больные церебральным параличом и другое;
определенная отстраненность, безразличие общественного мнения в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.
Следовательно, есть необходимость изменения существующей системы образования, как средства социальной реабилитации, в сторону ее большей открытости для детей с ограниченными возможностями для достижения основных задач учебных заведений.
Принципы обучения детей с ограниченными возможностями.
Цель нашего исследования рассмотреть учебный и социальный аспекты семей известных тем, кто в этой отрасли работает. Большинство людей почти не знает этих проблем. Поэтому тема исследования с одной стороны, касается детей-инвалидов и их семей, а с другой - нас и нашей гражданской позиции.
Согласно оценкам мировой статистики, больше 650 млн. человек (10% населения) являются инвалидами. В нашей стране в настоящее время зарегистрировано около 3-х млн. инвалидов, из них 60 тыс. детей, и с каждым годом их количество растет. Это дети, имеющие различные физические и психические отклонения, которые оговариваются нарушением общего развития и не позволяют им вести полноценную жизнь.
Большое количество из них сталкиваются со случаями дискриминации и отчуждения. Конвенция о правах инвалидов знаменовала собой начало новой эпохи «в защите и обеспечении равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также уважения их».
Хотя инвалиды всегда были обеспечены такими же правами что и другие граждане общества, впервые их право было комплексно закреплено в международном договоре, который имеет обязательное выполнение.
В нашем обществе большая часть этих детей находится в специализированных интернатах и детских домах, где они растут в ограниченном мире и не знакомы с широким социумом. Но эти дети хотят и имеют право жить в обще-социальных условиях: ходить в детские сады, посещать общеобразовательные школы, заканчивать средние и высшие учебные заведения, заниматься спортом.
Однако наше городское хозяйство плохо подготовлено к жизни детей-инвалидов. Большинство транспорта, жилых и общественных условий не приспособлены для людей с ограниченными возможностями.
Сейчас Министерство образования, науки, молодежи и спорта планирует разработать специальные учебные планы, методические пособия, касающиеся специфики обучения детей с особыми потребностями и критерии оценок их достижений в общеобразовательных учебных заведениях.
На сегодняшний день существует большое количество систем обучения и физического развития детей с ограниченными возможностями. Одной из них является система гимнастики Ботмера. Ботмерская гимнастика - это свободное осмысление поведения с телом. Человек строит в пространстве линии и фигуры, при этом возникает обратное действие пространственных сил на человека, в результате его тело распрямляется в направлении этих сил и приходит в гармонию с ними.
В завершение можно сделать следующий вывод: систем и методик обучения и лечения детей с ограниченными возможностями много, но будущее этих детей зависит от нас с вами, не относитесь равнодушно к судьбе этих детей. Никто не знает, что будет с каждым из нас в дальнейшей жизни. Наша судьба зависит не только от нас, но и от различных факторов, которых мы не можем изменить.
Детям с ограниченными возможностями досталась тяжелая судьба, и они не сдаются и борются за свое место под солнцем, они становятся
чемпионами на параолимпийских играх, докторами наук, делают блестящую карьеру.
Теоретико-методологические основы проявления аффективного поведения личности в инклюзивной образовательной среде.
Многочисленные исследования свидетельствуют о вреде закрепления у детей негативных эмоциональных состояний, влияющих на их поведение и изменение настроения. У детей с возвышенным, эйфорическим настроением перевешивает импульсивность и психомоторная расторможенность, которая может маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Такие дети с трудом принимают требования других, не соблюдая принятых
в школе правил поведения, не переживают по поводу негативных эмоций, быстро забывают собственные обещания. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости и переживания страха. При этом замедляется формирование инициативности, самостоятельности. У этих детей преобладают игровые интересы, но таким детям нелегко вступить в контакт. Они тяжело переживают свою несамостоятельность в обучении, очень трудно привыкают к коллективу.
Особенности взаимоотношений ребенка с людьми, которые его окружают, во многом определяют силу и смысл его эмоционального проявления. Ребенок очень быстро усваивает систему отношений в той сфере, в которой он находится. Причиной аффективных реакций могут быть несоответствие оценки взрослого самооценке ребенка, восприятие ситуации как тяжелой, конфликтной и одновременно нерешенной, трудности в любой деятельности, ситуации случайной опасности. Аффективные проявления резко меняют состояние внутренних органов, мышечной деятельности и ход психических процессов. У ребенка резко снижается способность к осмыслению окружающей среды и контроля над своими поступками. В результате повторения подобных обстоятельств, вызывающих негативные эмоции, происходит закрепление связи между определенной группой раздражителей и соответствующими им эмоциональными реакциями.