Построение толерантных взаимоотношений в студенческих коллективах
Построение толерантных взаимоотношений в студенческих коллективах, как одно из педагогических условий формирования толерантности в интегрированной учебной среде.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем их общие права и свободы для того чтобы обеспечить реализацию этих прав по поощрению стремления к защите прав других.
Исследуя функции толерантности в системе образования, обозначим, что, во-первых, она является условием эффективности и успешности процесса обучения, где субъектная связь учителя и ученика будет определенной; во-вторых, толерантность рассматривают как составляющую целевого комплекса процесса формирования личности.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, целью которого было выявить состояние сформированности толерантности у студентов вузов в условиях интегрированной учебной среды, мы выяснили, что студенческая молодежь в толерантном аспекте имеет достаточные знания о толерантности. Но стремление к сотрудничеству оказывается ситуативное, без особого желания, отношение к другому строится в виде услуги, достойно и активно вести себя в обществе проявляется редко без особой заинтересованности, ситуативное реагирование на социальные проблемы, недостаточно развитые коммуникативные способности студентов, а стремление выявить отзывчивость, помощь или попечительство зависит от желания или ситуации. Данные исследования побудили нас к необходимости улучшить состояние толерантных взаимоотношений, вводя эффективные педагогические условия формирования толерантности в учебном заведении.
Анализируя педагогические условия формирования толерантности у студентов, предложенные рядом ученых, признаем их разнообразие и разносторонность, но в основе взаимной деятельности отсутствует такой важный компонент, как интегрированная среда.
Итак, для эффективного формирования толерантности в студенческом коллективе, мы считаем целесообразным делать акцент на формировании доброжелательных взаимоотношений. Поскольку именно толерантность в образовательном учреждении может выступать основой для создания позитивного климата, оптимальным механизмом взаимодействия и стремлении поиска конструктивной деятельности через диалог и сотрудничество.
Организация надлежащей общеобразовательной подготовки молодежи, которая имеет функциональные ограничения.
Интеграция молодежи с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве является реальностью нашего времени. Осознание преимуществ и рисков - главное условие успеха в этом непростом деле, требующего отказа от некоторых стереотипов и овладения новыми формами работы.
Для успешного вхождения в общество таких детей необходима организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях, которые обеспечат социальное, эмоциональное и когнитивное развитие каждого ребенка с особенностями психофизического развития с тем, чтобы он чувствовал себя полноценным участником социальной жизни.
Главной целью социальной интеграции в условиях общеобразовательного заведения является создание условий для личностного развития ребенка, его творческой самореализации и возможности быть полезным другим людям.
Дети с особенностями психофизического развития, как правило, имеют постоянную социальную дезадаптацию, что ограничивает возможность их интеграции в социуме. В связи с этим, работникам учреждений образования следует применять меры, связанные с улучшением состояния социальной адаптации.
Интеграция может осуществляться по одной из форм: полная интеграция, комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция.
Позитивное восприятие учителями, воспитателями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии имеет прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. Наиболее благоприятной инклюзия может быть для молодежи с сенсорными недостатками: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, имеющих сохраненный интеллект и детей с задержкой психического развития. Что касается молодежи с легкой и умеренной умственной отсталостью, интегрированное обучение целесообразно осуществлять путем создания специальных групп и классов в структуре образовательного учреждения.
Чтобы обучение в интегрированных (или инклюзивных) классах, группах происходило успешно, педагог должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:
Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития.
Изучать состояние внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка.
Учитывать состояние слуха, зрения, общей и мелкой моторики.
Учиться наблюдать за детьми и оценивать их развитие во время занятий.
Заканчивать занятия, когда дети устали или отвлекаются.
Научиться адаптировать учебные планы, методики, наглядный материал и среду к специальным потребностям детей.
Создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми и формированию коллектива.
Формировать у детей опыт отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
Относиться с уважением к детям и родителям.
Содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития должны быть коррекционно-направленными. Это означает, что каждая тема, которая изучается в школе, каждый метод и прием, использованный учителем или воспитателем, должны не только способствовать усвоению знаний, умений, навыков, формированию поведения, но и должны направляться на исправление недостатков психофизического развития (в зависимости от дефекта).
Залогом успешной реализации модели инклюзивного образования является эффективное сотрудничество учителей, соответствующих специалистов, родителей и учеников. Все специалисты по проблемам развития детей являются важными помощниками и партнерами учителей.
Непрерывность образования и взаимодействие учебного и воспитательного институтов в развитии личности.
Человек учится всю жизнь. Особенно трудно получать образование инвалиду. Если в семье ребенок - инвалид, то забота о его обучении полностью ложится на плечи родителей. Получение образования ребенком по индивидуальной программе на дому имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можем выделить то, что общение ученика с педагогом один на один дает возможность получить более глубокие знания. Согласно законодательству, в зависимости от диагноза больного ребенка, индивидуальное обучение может осуществляться или на дому, или в школе, если ребенок может самостоятельно передвигаться.
Недостатками индивидуального образования является то, что нормативными документами предусмотрено изучение школьной программы в значительно меньшем объеме. Кроме того, ребенок оторван от ученического коллектива и это вызывает немало психологических проблем.
Какая альтернатива домашнему обучению? Во-первых, если ребенок может самостоятельно двигаться, то идти в школу. Но этот способ не всегда действенный. Наше общество еще не готово к толерантному отношению людей друг к другу, хотя педагоги активно работают над этим вопросом. Но воспитательные беседы в школе не всегда становятся нормой поведения в реальной жизни школьников.
Широкое распространение получило репетиторство, но материальное положение семей, где есть дети-инвалиды, часто не позволяет им воспользоваться этой возможностью углубления знаний.
Действенным способом дать качественное образование детям-инвалидам является специальные центры для таких детей. Дети здесь проводят несколько часов в день. С ними ведут занятия опытные педагоги, воспитатели, психолог. Родители ежедневно имеют возможность наблюдать за «достижениями» своих детей. Совместная работа дает свои положительные результаты.
Активно работают с детьми, имеющими особые потребности, волонтеры и представители общественных организаций. Инвалиды имеют право учиться по индивидуальному графику, что позволяет им не переутомляться, вовремя лечиться.
Первую медицинскую помощь студент получит в медпункте учебного заведения, где работают опытные врачи.
Участие инвалидов в школьном самоуправлении, студенческой жизни, занятия в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам, работа в общественных организациях позволяют этим людям не оставаться в стороне, а быть участником общественной жизни. Все это помогает развитию личности, формирует лидерские качества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)