Инклюзивное обучение студентов с нарушениями зрения
Инклюзивное обучение студентов с нарушениями зрения в условиях университета: проблемы и пути решения.
На современном этапе социально-экономического развития общества и системы образования актуальным является определение новых целей и ценностей образования, направленных на реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, индивидуального подхода ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к молодежи с нарушением зрения. Необходимо создать такую систему образования, которая гарантировала бы реализацию всех вышеупомянутых принципов. Такой системой является система инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - это процесс предоставления образовательных услуг молодежи с особыми потребностями, который обеспечивает их право на получение высшего образования с созданием в вузе условий, адаптированных к их потребностям и возможностям.
Составной инклюзивного образования является инклюзивное обучение. Наведем собственное определение инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения. Инклюзивное обучение студентов с нарушениями зрения - это форма получения высшего образования в процессе совместного обучения этих студентов и здоровых студентов при адаптации учебного заведения к возможностям и потребностям студентов с нарушениями зрения.
Развитие системы образования предусматривает создание новой парадигмы образования, направленной на формирование образованной, творческой личности, обеспечения равных условий для раскрытия способностей, удовлетворения образовательных потребностей каждого, в том числе, студентов с нарушениями зрения.
Принятые нормативно-правовые документы и деятельность, направленная на их реализацию, свидетельствуют о том, что сделан большой прорыв в законодательном обеспечении доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но реализация этих документов осуществляется не в полной мере из-за необходимости их доработки с точки зрения усовершенствования методик обучения и организации учебного процесса, а также значительных финансовых взносов.
Отсутствие закона об инклюзивном образовании в высших учебных заведениях не позволяет в полной мере реализовать права лиц с ограниченными возможностями, в том числе с недостатками зрения, на получение качественного высшего образования с учетом их возможностей и потребностей.
Еще одной проблемой является несогласованность научной терминологии в области психолого-педагогических исследований инклюзивного обучения.
Путями решения указанных проблем могут быть:
- Доработка нормативно-правовых документов по инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения в дополнение к документам, регламентирующих обучение школьников с нарушениями зрения;
- Приведение в соответствие научного аппарата в сфере обучения студентов с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения).
Проведенная нами работа по изучению проблем инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения свидетельствует о необходимости конкретизации научного аппарата, дополнения и разработки государственных документов, осуществление практических мер руководством университета в плане коррекции расписания занятий, обеспечение студентам с недостатками зрения доступа к дидактическим материалам, распечатанных увеличенным шрифтом, удобным для чтения, распространения специальных озвученных программ, обеспечивающих смещение нагрузки зрительного анализатора на слуховой.
Концепция социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности.
Знакомство с трудами, посвященными рассмотрению процессов человеческой деятельности в различных сферах, позволило установить, что предметом научного изучения может быть не столько определенный объект или явление само по себе, а сколько движущие его общественные факторы, или социальные механизмы. Эти концептуальные идеи были применены нами при разработке теории социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности.
Известно, что одним из приоритетов современной социальной политики является обеспечение реализации прав граждан на получение какой-либо коррекционно-реабилитационной помощи в случае ухудшения здоровья. В этом случае граждан с особыми потребностями можно рассматривать как потребителей услуг, предоставляемых в учреждениях социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты и др.), в которых и происходит процесс непосредственной практической помощи (медицинской, педагогической, социальной и др.). Выделение помощи лицам с психофизическими нарушениями и / или инвалидности как социального феномена и объекта социальной политики, позволило осуществить его изучение как отдельный вид экономической деятельности, который, к сожалению, в классификаторе видов экономической деятельности не выделен как дополнительная услуга в одной из перечисленных выше сфер экономической деятельности (образование, здравоохранение и т.д.).
Изучение социодинамики практики помощи лицам с психофизическими нарушениями и / или инвалидностью позволило сделать вывод о цикличности ее развития, подтвердило основные положения концепции социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности. Например, в зависимости от социально-экономических условий определенной страны могут меняться приоритеты в оказании помощи детям с особыми потребностями и наблюдаться преобладание той или иной модели помощи (медицинской, социальной и др.). На данном этапе эволюции коррекционно-реабилитационной помощи наблюдается энтропия системы специального образования, которая, по нашему мнению, заключается в игнорировании профессионального педагогического подхода в предоставлении образовательных услуг детям с психофизическими нарушениями и / или инвалидностью. Эта проблема обострилась с широким внедрением таких форм обучения как инклюзивное, индивидуальное и другие, которые, в свою очередь, обусловливают необходимость своевременного реагирования системы подготовки кадров, в частности, оперативной модификации: специализаций подготовки; содержания формирования профессионального потенциала работников во всех отраслях социальной сферы, осуществляющих эту помощь. Но в практике коррекционно-реабилитационной помощи выявлен ряд противоречий, один из которых можно выразить словами: «... научные разработки, инновационные решения создаются в одной плоскости, функционируют в другой, а потребитель находится в третий». Выделение коррекционно-реабилитационной помощи как объекта исследования позволило рассмотреть ее с позиций коррекционной педагогики как систему и как процесс, разработать методологию коррекционно-реабилитационной деятельности. Основные результаты научного исследования проблемы планируется выложить в монографии «Коррекционно-реабилитационной деятельность: стратегия управления». Кроме разрабатываемых концептуальных подходов в исследовании социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности в ее единстве с социально-экономическими условиями, в монографии представлено теоретическую модель подготовки специалистов в управлении коррекционно-реабилитационной помощью. Разработанная нами концепция социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности может стать основой для:
1) изменения модельной парадигмы коррекционно-реабилитационной помощи на уровне региона;
2) оптимизации кадровой политики в социальной сфере;
3) дальнейшей модификации подготовки кадров по современным вызовам.
Алгоритм акмеографического описания деятельности руководителя, который организует обучение лиц с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)