Социальная интеграция людей с инвалидностью
На современном этапе большое внимание уделяется вопросам социальной интеграции людей с инвалидностью в систему высшего экономического образования. Люди с инвалидностью через определенные особенности организма, здоровья и жизнедеятельности имеют определенные специфические потребности в организации образовательного процесса, его психологического сопровождения, выбора методик и психолого-педагогических технологий обучения. Одной из технологий, которые помогают взрослым инвалидам успешно учиться, есть тренинги. Они помогают лучше понять собственный внутренний мир, делать свою жизнь успешной и управлять собственными желаниями и действиями.
Вопрос о том, как сделать свою жизнь полноценной и благополучной, относится к категории вечных, и каждый человек ищет на него собственные ответы. Люди, которые проходят тренинговые программы, получают новые возможности изменить себя к лучшему, глубже понять собственные чувства, научиться управлять ими, выбирать эффективные модели поведения. Тренинг, считают специалисты, подобный самой жизни в миниатюре. Описать тренинг словами человеку, который не почувствовала его на собственном опыте, так же сложно, как выразить внутренние переживания - обычно трудно подобрать простые и понятные формулировки. Групповая работа во время тренинга является захватывающим путешествием для ума и души. Обучение в тренинговых группах дарит участникам радость, конструктивное общение, навыки сотрудничества, новых друзей, открывает новые перспективы профессионального успеха. Отметим, что сам процесс проведения тренинга имеет определенные особенности. Во время проведения тренинга для взрослых инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:
Взрослый человек - независимая, самостоятельная личность.
Взрослые имеют большой накопленный опыт, который определяет их путь в обучении.
Социальный статус и конкретный период жизни взрослого человека непосредственно влияет на процесс овладения его знаниями.
Взрослые придерживаются той точки зрения, что нужно только те знания, которые можно непосредственно применять на практике.
Обобщая вышесказанное, отметим, что психолого-педагогические аспекты самостоятельной деятельности студентов с инвалидностью являются важной проблемой и нуждаются в совершенствовании методологического аппарата исследования, разработки мероприятий, направленных на формирование психологической и социальной готовности студентов к тренингу в процессе профессиональной подготовки в высших экономических заведениях.
Проблемы специального образования лиц с нарушение слуха.
В мире количество полностью глухих людей и людей с тяжелыми формами потери слуха составляет около 1,5% от общей численности населения. Количество глухих людей, для которых нужно разрабатывать современные средства обучения и общения в соответствии с мировым научно-техническим развитием - миллионы. Поэтому важной проблемой современности является совершенствование системы функционирования учебно-педагогических заведений для лиц с нарушением слуха.
В современных социально-экономических условиях система специального образования для детей-инвалидов с нарушением слуха направлена на осмысление статуса глухого ребенка не как инвалида, а как полноценного члена общества, который имеет право на свой язык, культуру, полноценное общение.
Первичным звеном в структуре образования лиц с нарушением слуха является дошкольное образование. На этапе дошкольного воспитания закладываются основы для полноценного формирования личности ребенка с недостатками слуха. Поэтому обеспечение раннего обучения и воспитания таких детей является первоочередной задачей, от решения которой зависит результативность учебно-педагогической работы на последующих этапах.
Весомой составляющей непрерывного образования является общее среднее образование. Основным учебным заведением является специальная общеобразовательная школа, которая выполняет сложнейшие задачи и обеспечивает базовое среднее образование. Большинство детей с нарушением слуха учатся в специализированных школах для глухих и слабослышащих.
В целом, проблем со средним образованием для лиц, имеющих нарушение слуха, в нашей стране нет, но после окончания школы им становится труднее. Выбрать профессию по душе оказывается очень сложно. Среднее специальное образование учащиеся с недостатками слуха получают, учась в специальных группах в техникумах, колледжах, лицеях. Важной составляющей непрерывного образования лиц с нарушением слуха являются высшие учебные заведения. Высшее образование является важным этапом
развития человека, личности. Однако, по статистическим данным, количество лиц с нарушением слуха с высшим образованием очень незначительно. Так, наиболее востребованными профессиями среди глухих являются: архитектор, юрист, художник, инженер, что касается высшего образования; садовник, флорист, слесарь, оператор ПК, реставратор, портной, маляр, кондитер, повар, мастер по резьбе, по ремонту обуви -
в сфере профессионально-технического образования.
Для дальнейшего развития, самоопределения, самосовершенствования и успешной социально-трудовой адаптации важную роль играют самообразование инвалида, умение работать самостоятельно, повышать свое общее и речевое развитие.
Таким образом, система образования для лиц с нарушением слуха нуждается в дальнейшем совершенствовании, особое внимание нужно уделить профессиональному образованию лиц с недостатками слуха, которое обеспечит трудоспособным инвалидам профессиональную подготовку в соответствии с их возможностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)