Требования к экскурсоводам, которые осуществляют туристическое сопровождение
Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринятых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха.
Действительность, которая нас окружает, отображается благодаря звукам, которые поступают от нее, гораздо полнее, чем при восприятии с помощью только зрения. Отсутствие или снижение деятельности органов слуха, как результат врожденной или приобретенной в раннем детстве глухоты, лишает человека одного из важнейших источников информации, видоизменяет его познавательную деятельность!
По данным Всемирной организации здравоохранения, почти один процент населения земного шара полностью или в значительной степени лишены слуха. А это значит, что окружающий мир и все, что их окружает, они вынуждены воспринимать иначе, чем большинство населения. Глухота лишила этих людей возможности нормально общаться с другими людьми, делиться переживаниями и радостью, просто обмениваться мыслями.
Наши далекие предки появление на свет глухонемого ребенка считали наказанием высших сил. Царское правительство России специальным законом ставило глухонемых людей в один ряд с сумасшедшими. Глухонемым даже не позволяли быть свидетелями в суде. Совершеннолетними их признавали не в 18 лет, а гораздо позже. Глухие люди были брошены сами на себя, что, безусловно, тормозило их мировосприятие. Общество того времени отвергало их, ставило в один статус с недееспособными и неполноценными лицами. А среди людей, тех, которые не слышат, во все времена было немало талантливых и способных людей, которые стремились реализовать себя. Однако только некоторым из них удавалось вырваться из замкнутого круга тишины и создать свой мир, на который обращало внимание все человечество. Художнику Гойя, композитору Бетховену, ученому Циолковскому удалось даже получить мировое признание.
Только в XIX столетии для глухих появился «свет в конце тонеля» - была создана азбука, благодаря которой с помощью жестов удалось расширить общение глухих людей. Такое изобретение сразу позволило тем, кто не слышит, устанавливать контакты с большим миром, тем миром, который никогда не страдал от засилья тишины. Многие людей усвоило эту азбуку, что помогло глухим скорее адаптироваться в окружающих условиях. В Европе и Америке слабослышащих перестали воспринимать как отдельный контингент, они полноценно вливались в общество и вносили свой посильный вклад в его развитие.
Чрезвычайно нужной работой для познания глухими людьми окружающего мира является проведение экскурсий. Во время экскурсии активно работает зрительный анализатор, пополняется запас слов, понятий, фактов и т.п.
Экскурсоводы должны знать, что глухие люди общаются между собой на языке жестов, обращая внимание друг на друга, на движения рук и при этом могут не замечать того, что происходит вокруг. Это очень опасно во время передвижения по городу, перехода дорог, трамвайных путей. Итак, накануне каждой экскурсии обязательным является проведение инструктажа по правилам поведения на улицах во время пешеходных или автобусных экскурсий.
Группа глухих людей во время экскурсии не должна быть более 15-17 человек. Если группа большая, экскурсовод не имеет возможности донести материал до слушателей.
Глухому человеку очень трудно в течение 2-3 часов воспринимать серьезную информацию, связанную с историческими датами, событиями, специальными терминами. Через 10-15 минут после начала экскурсии глухие начинают переспрашивать друг у друга то, что они не поняли, к ним присоединяются другие, и внимание потеряно, хорошо запланированный рассказ прерывается. Поэтому рассказ экскурсовода должен состоять из коротких предложений, в которых лаконично и доступно высказано содержание события, исторический период, определенные факты.
Готовясь к проведению экскурсии для глухих людей, необходимо изготовить карточки из плотной бумаги, на которых выписать ключевые слова, исторические названия, фамилии героев рассказа. Благодаря этому будет меньше распыляться внимание, визуально легче запомнить слово, дату. Также очень полезны иллюстрации, схемы, карты.
Большое количество материала дает отрицательный результат. Но, возможно, в группе будут несколько человек, которым необходимо будет более подробно рассказать о том, что их заинтересовало.
Вот перечень некоторых опорных слов, которые необходимо перед экскурсией подготовить на карточках: «Башня», «Арсенал», «Ренессанс», «Готика», «Мифология», «Часовня», «Аллегория», «Архитектор», «Фасад», «Лира», «Карниз», «Муза», «Вестибюль», «Портал», «Аллегория».
Работа с глухими людьми является сложной. Экскурсовод должен иметь в сопровождении группы сурдопереводчика. Если в группа состоит из людей, которые слышат слабо, можно проводить экскурсию без сурдопереводчика, но в медленном темпе, усиливая громкость голоса. Если для экскурсии не подготовлены карточки, на которых написаны основные слова, люди при повторении незнакомых слов начинают отвлекаться, теряется внимание и интерес к восприятию информации.
Чаще всего, единственное, что нужно сделать - это убедиться, что на туристическом маршруте предусмотрены необходимые визуальные обозначения, инструкции, которые компенсировали бы необходимость устных сообщений и ответов.
Если нужен перевод, спросите участников, какую систему жестов или знаков они используют для общения. Переводчики знают различные методы общения и могут помочь вам определить подходящий.
Слабослышащих, когда они говорят, иногда трудно суметь услышать, поскольку у них ошибки в произношении и необычная интонация. Однако, с практикой, слушатель потом все понимает.
Экскурсовод должен всегда быть повернутым к группе лицом. Это позволяет читать по губам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)