Сопровождение инвалидов
Садясь в городской транспорт, заходите первым, давая сигнал о лестнице. Если сопровождаемому надо держаться за поручни, то положите свою руку на поручень. Сопровождаемый коснется своей рукой вашей и таким образом определит, где поручень. Второй рукой сопровождаемый коснется вашей спины. Таким же образом происходит посадка в поезда и самолеты. Гид не заходит первым в транспорт, если дверной проем не дает возможности подопечному пройти в полный рост (микроавтобусы, автомобили). В таком случае укажите нужное направление движения, одновременно блокируя препятствия так, как при помехах сверху.
Экскурсовод не зайдет первым в транспорт и в случае, если сопровождает более, чем одного человека. Войдя в транспортное средство, обеспечьте как можно более комфортное положение подопечного. Оптимальный вариант - посадить туриста. Делать это надо следующим образом: свободной рукой возьмитесь за поручень сиденья, информируя при этом подопечного о его размещении. Незрячий по руке ведущего найдет поручень и сядет. Нельзя сажать человека, которого сопровождаете, держа его за плечи. Если свободных сидений нет, выберите оптимальное и самое безопасное положение для подопечного, контролируйте, чтобы тот держался за поручень и прикрывайте его собой от людского потока.
Незрячий должен находиться в таком месте и положении, чтобы в случае нештатной или аварийной ситуации риск травмы был снижен до минимума. Желательно, чтобы человек с недостатками зрения находился лицом по направлению движения транспорта. С транспортного средства всегда выходите первым. Сопровождение такое же, что и при посадке, но при выходе слепому нужно подать руку, особенно, если транспортное средство остановилось на некотором расстояний от тротуара. Дело в том, что в некоторых трамваях, троллейбусах, автобусах иногда бывает очень высокая нижняя ступенька. Также предупреждайте незрячего о том, сколько ступенек в транспортном средстве.
Большое значение для незрячего имеет ширина дверей, об этом также надо информировать. На эскалаторе (в метрополитене или супермаркетах) всегда становитесь на одну ступень впереди. Заходя на эскалатор, положите на неподвижный поручень правую руку, по которой подопечный определит подвижной поручень. На эскалатор гид должен ступать первым.
Сопровождение в помещениях
Проходя в дверь, старайтесь быть всегда со стороны дверных петель. Открывайте двери сопроводительной рукой. Делайте шаг, показывая положением тела направление движения. Незрячий, ориентируясь по вашей руке, закроет дверь сам. Заходя на станцию метро, выбирайте крайние двери слева или справа. Заходя в лифт, всегда идите первым. Выходя из лифта - наоборот, первым выходит незрячий, а гид комментирует безопасное направление движения. Зайдя в незнакомое помещение, в котором предстоит находиться в течение определенного времени, подробно опишите расположение мебели и строение самого помещения. Затем предложите обойти помещение по периметру, ориентируясь внешней стороной пальцев руки по стене и мебели. При этом контролируйте безопасность передвижения, блокируя опасные участки, и одновременно объясняя характер препятствий. После того проведите подопечного по диагонали помещения, вдоль и поперек. Для того, чтобы посадить подопечного, положите руку на спинку стула или кресла, находясь при этом со стороны спинки. Если стул надо отодвинуть, скажите об этом туристу. Во время еды, по желанию подопечного, или расскажите о размещении приборов и блюд на столе, или же наполните его тарелку. Находясь в помещении, информируйте незрячего о любых изменениях в обстановке, если они происходят.
Сопровождение при получении услуг
При получении услуг или покупке определенных вещей вам необходимо подробно проинформировать незрячего о характере, цене и особенностях услуг или товара, давая ему возможность самостоятельно делать покупки или пользоваться услугами, контролируя при этом безопасность и качество, или сами делайте все необходимые действия. Но в любом случае туристу надо сообщать обо всем, что происходит.
Сопровождение нескольких лиц
Гиду нежелательно сопровождать более одного незрячего человека. В таком случае сложнее контролировать безопасность туристов, снижается маневренность. Но если нет другого выхода, надо выполнять определенные меры. Если приходится сопровождать двух людей, то они должны идти с обеих сторон, держась за сопровождающего. Если приходится сопровождать от двух до четырех человек, то третий и четвертый держатся за руки первого и второго так, как первый и второй за вас. Тогда первый и второй подают ваши сигналы таким же образом, как и вы. Если приходится сопровождать более четырех человек, тогда первый держится за гида, согласно стандарту. Все остальные держат друг друга за плечо с той стороны и той рукой, которой ведете вы. В таком случае сигнализировать всем гораздо сложнее и скорость движения, соответственно, очень низкая.
Сопровождение людей с множественными нарушениями
Сопровождая людей с множественными нарушениями, надо учитывать каждое из них. Скорость движения непременно должна быть предельно удобная для туриста. И, конечно, надо учитывать резкое снижение маневренности. При отсутствии одной верхней конечности, конечно, незрячий держится за гида здоровой рукой. При отсутствии двух конечностей, но возможности контакта, турист также должен иметь контакт с вашей рукой. Если турист не может контактировать с вами, тогда держите подопечного за плечо, направляя в нужном направлении. Еще раз отметим, что главная задача специалиста туристического сопровождения - безопасность и успешный маршрут незрячего человека, к тому же, слепому нужно предоставить больше информации, обеспечивая тем самым его уравновешенным состоянием и комфортом.
Часто, не зная, как обратиться к слепому, посторонние люди обращаются к его сопровождающему со словами: «Не хочет ли господин сесть?» или «может господин поставить свою подпись?». Это вызвано тем, что большинство людей не информированы о возможности слепых, считая их абсолютно беспомощными, такими, которые не способны ни обслужить себя, ни выполнить простейшую работу, не говоря уже о ведении домашнего хозяйства. Такое отношение со стороны некоторых зрячих очень обижает инвалидов по зрению. Возникает неловкая ситуация, когда в присутствии слепого разговор о нем продолжается так, как будто его нет рядом или он глухой. Иногда эти же люди, разговаривая со слепым, стараются как можно громче кричать. Это можно объяснить тем, что у слепых отсутствуют невербальные средства связи (зрительные контакты), поэтому зрячие не знают, как установить связь со слепыми.
А установить такую связь можно, обратившись к незрячему. При этом надо взять незрячего за руку, за плечо или хотя бы подойти к нему поближе. Многие люди в разговоре с незрячими не решаются употреблять слова: «видеть», «смотреть», «слепой», «слепота». Надо знать, что большинство слепых с юмором говорит о своей проблеме или о приключениях, связанных с ней, а глагол «видеть» используют, чтобы выразить свой особый способ восприятия: «видел товарища», «смотрел пьесу» и другие. Итак, спросите слепого, например, «Хотите посмотреть эту вещь?» и дайте ему в руки предмет, который его интересует.
Свободно используйте слова «слепой» и «слепота», когда это нужно в разговоре. Но учтите, что очень некрасиво и нетактично говорить: «Вы слепой? Совсем? То есть ничего не видите? Какой ужас! Не видите от рождения? Тогда, получается, от травмы?». Не забывайте, что слепые не глухие и не говорите, даже тихо, в их присутствии таких фраз: «Нет большего горя, чем слепота! Я бы лучше согласился умереть ...». Слепые совсем не так относятся к слепоте, их оскорбляют такие бестактные замечания.
Напротив, слепые хотят, чтобы другие люди не замечали их физического недостатка, не акцентировали на нем внимание. особенно в кругу друзей или в транспорте. Слепые хотят, чтобы к ним относились так, как к здоровым людям. Поэтому и слово «видеть» они употребляют в общепринятом смысле, а слово: «щупать» часто даже может обидеть их. Такие высказывания многим незрячим кажутся вульгарными.
В присутствии инвалидов по зрению избегайте переговоров жестами или обменов взглядами с другими людьми. Незрячие часто замечают это, такое поведение также может их обидеть. Никогда не здоровайтесь с незрячим кивком головы или взмахом руки. Здороваться с ним надо только словами, называя человека. Если вы заходите в помещение, где есть незрячие, непременно поставьте в известность о своем появлении тех, кто там присутствует.
Когда слепой проходит мимо вас, предупреждайте его о своем присутствии. Если вы с кем-то разговаривали, то при приближении незрячего не умолкайте, потому что когда вы будете стоять молча, слепой может столкнуться с вами или подумать, что в разговоре говорилось о нем. Не надо внимательно смотреть на слепого (речь идет о человеке с остаточным зрением), ведь под взглядом некоторые из них стесняются, что на них обращают внимание как на слепого.
Если вы стоите перед незрячим, и он может с вами столкнуться, то лучше дайте ему дорогу, если это возможно, а не пытайтесь помочь обойти вас. Так будет намного лучше.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)