Туризм для инвалидов
В нашем представлении активный туризм ассоциируется, как правило, со здоровыми людьми, а не с прикованными к инвалидной коляске. Но времена меняются, и люди с особыми потребностями начинают требовать от общества открытости, свободного доступа ко всем общим ресурсам: зонам отдыха, туристическим маршрутам, интересным объектам природы, паркам, пляжам и тому подобное. Они все чаще сами организуют познавательные поездки, экскурсии, лагеря, соревнования.
История активного отдыха и туризма, как массового явления для инвалидов, начинается с 60-х годов, когда пришло общее осознание прав человека. С тех пор к инвалидам стали относиться, как к полноправным членам общества. Началось движение по привлечению инвалидов во все области общественной жизни, в том числе и к отдыху и туризму.
Процесс трансформации шел двумя параллельными путями: изменение сознания привело к развитию сферы сопровождения и опеки над инвалидами, адаптации окружающей среды к их потребностям привело к развитию инфраструктуры и технических средств, которые бы помогали умственно отсталому человеку максимально обслуживать себя без посторонней помощи. Разработаны стандарты к зданиям общего пользования, дорогам, парковкам, национальным паркам, зонам отдыха.
Сегодня мы можем наблюдать развитие двух моделей в Германии и Швеции.
Германия пошла по пути приспособления к потребностям инвалидов всех объектов общего пользования. это довольно дорогой способ, и не каждая страна может себе это позволить.
Швеция имеет очень хорошо развитую систему социальной опеки, где каждое требующее лицо может взять себе на помощь до двух человек, которые должны обеспечить ему комфортное пребывание в любом месте, в том числе и на отдыхе.
Сейчас в Швеции каждый инвалид раз в год может обратиться в отдел социальной защиты с просьбой профинансировать его отдых и оплатить пребывание одного-двух человек, которые будут его сопровождать. Причем место отдыха выбирает сам инвалид, и это может быть не только на территории Швеции!
Однако только на территории Швеции государство гарантирует соблюдение всех требований, связанных с комфортом и безопасностью пребывания.
До этого времени были разработаны стандарты доступа к зданиям общего пользования, дорам, парковкам, национальным паркам, зонам отдыха. Все новостройки должны соответствовать стандартам доступности, принятым в каждой стране.
Путь к достижению подобного уровня доступа инвалидов к отдыху продолжался в развитых странах 30-40 лет. Достичь их уровня в течение нескольких лет невозможно.
Но начинать это движение нужно уже. Чтобы не чувствовать себя на обочине цивилизации мы можем констатировать, что в большинстве стран, которые нас окружают, обеспечение качественным отдыхом инвалидов находится на начальном этапе.
По общей мировой статистике, в каждом обществе есть 8-12 процентов инвалидов. Сегодня эти люди еще в некоторой степени вовлечены во все виды общественной жизни, отдыха. Но наши стремления к цивилизованному гражданскому обществу обязывают интегрировать этот слой населения в общую общину. В связи с этим на рынке отдыха услуг появится многомиллионная армия потребителей, которые будут искать возможности для удовлетворения своих потребностей.
Именно поэтому подготовка технической инфраструктуры и работников туристических фирм, гостиниц, ресторанов, турбаз и рекреационных зон отдыха к приему новой категории потребителей является актуальной и срочной.
Специалисты туристического сопровождения, как люди, которые профессионально обязаны к общению с различными категориями лиц, должны быть готовы также к обслуживанию инвалидов. Поэтому есть несколько полезных советов, которые помогут, как вам в работе с инвалидами, так и им для полноценного отдыха.
Обращайте внимание на возможности. Надо выявить возможности каждого индивида и учитывать именно их.
Не нужно недооценивать возможности и интересы человека. Часто отсталые люди не открыли свой потенциал собственно из-за недостатка надежд. Конечно, надо внимательно следить за восприятием информации, которую вы подаете во время экскурсии или похода.
Храните уважение. Общайтесь с участниками, как с равными себе, несмотря на их недостатки, с достоинством и уважением, а не разговаривайте с людьми свысока. Отсталые люди очень тонко чувствуют особое отношение к себе и воспринимают его за жалость, что для них очень болезненно.
Предлагайте помощь осторожно. Если вы считаете, что человеку нужна помощь, предложите ее, но подождите, пока ваше предложение примут. Возможно, человек хочет выполнить задачи самостоятельно. Тогда ваша помощь будет воспринята, как подчеркивание инвалидности участника. Не делайте преждевременных выводов, что человек в инвалидной коляске всегда требует, чтобы его толкали. В случае если ему действительно нужна ваша поддержка - обеспечьте ее.
Проявляйте терпение. Не пытайтесь опекать слишком. Некоторые люди могут двигаться очень медленно по сравнению с вами, но хотят самостоятельно выполнить дело. Другие могут иметь проблемы с речью, тогда надо переспросить, чтобы привыкнуть к манере высказывания.
Уважайте особенности человека. Костыли, протезы, инвалидные коляски необходимые приспособления для людей, а иногда инвалиды воспринимают такие приспособления, как частичку себя, продолжение своего тела. Потеря этих вещей делает человека беззащитным, поэтому не убирайте их, пока человек сам не попросит.
Уменьшите влияние барьеров. Минимизируйте естественные препятствия, которые могут ограничить движение: твердая поверхность является лучшей для маневров на коляске, чем трава или песок. Продумайте заранее план прогулки, учитывая тип поверхности.
Похвалите. Положительно отзовитесь об успешном достижении, старайтесь поддерживать и подбадривать в сложных ситуациях. Не хвалите зря и не пытайтесь подкупить инвалидов за их внимание и участие.
Сотрудничайте с экспертами. Родители, опекуны, учителя и друзья инвалидов могут быть отличным источником информации о состоянии человека с особыми потребностями и его возможностях.
Установите четкие нормы поведения. Будьте взвешенными и устойчивыми, если нужна дисциплина. Относитесь одинаково ко всем участникам группы.
Позаботьтесь о безопасности. Расспросите заранее родителей, опекунов, учителей или друзей инвалидов о специфических правилах безопасности при работе с ними. Например, человек с умственной отсталостью может не осознавать, какие ситуации для него являются опасными, а люди с синдромом Дауна могут легко повредить спинной мозг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)