Специалист туристического сопровождения и туристическая группа
Для качественного сотрудничества с группой следует ее оценить психологически. Участников группы условно можно разделить на три категории: подготовленные, неподготовленные и псевдотуристы.
Подготовленные туристы - это люди, которые интересуются историей, искусством, культурой. Перед поездкой они изучают карты местности, куда едут, следят за новостями событий, происходящих на территории их запланированного временного пребывания, выискивают исторические справки (причем из разных источников). Эти туристы могут стать грозными экзаменаторами для гида, что угодно им не расскажешь. Лучше сразу признать, что вы не знаете какой-то определенной темы, чем рассказывать ерунду. Таких туристов специалист может использовать для повышения собственной квалификации.
Туристы неподготовленные - люди, которым все равно куда ехать и что смотреть. Это люди, которые не будут покупать путеводителей и изучать их перед поездкой. Они «что-то слышали» об этом или другом месте, и не более этого. Таким можно «открывать Америку» на каждом шагу, но будет большой ошибкой считать их глупыми людьми.
И, наконец, псевдотуристы, которые доставляют больше всего забот руководителям туристической группы и самим туристам. Это случайные люди в группе. Они недисциплинированные и непунктуальные, постоянно недовольны услугами, всегда разочарованы, имеют много претензий к гиду и руководителю группы. Часто такие люди в поездке злоупотребляют алкоголем.
Управление туристической группой
Работа с группой создает определенную зависимость между участниками и специалистом туристического сопровождения. Формы взаимоотношений между гидом и группой можно рассматривать как систему ожиданий группы от гида. Чего ожидает группа от вас? Прежде всего, высокой профессиональной квалификации, а именно:
- Достаточного уровня образования и интеллекта в широком понимании. Даже десятилетний ребенок может заучить наизусть экскурсию по местности, но будет ли интересно общаться с гидом, который имеет интеллект на уровне четвертого класса?
- Знание темы. Если вы надеетесь, что положите тетрадь с текстом экскурсии на колени, и никто в автобусе этого не заметит, то это не так.
- Знание языка. Если гид в совершенстве знает тему, но при этом делает во многих словах ошибки и имеет плохое произношение, группа может не понять такого рассказа.
- Организаторские способности. Особенно трудно начинающему гиду, который не решается сказать туристам, где стать, попросить минутку внимания, вовремя сделать какое-то критическое замечание. Помните, что чем увереннее вы будете руководить группой, тем безопаснее будут чувствовать себя туристы. Специалист туристического сопровождения вместе со старшим группы должны держать дисциплину среди туристов. Иногда нужно использовать авторитарный стиль, но только в том случае, когда есть угроза безопасности или жизни туристов. Всегда надо помнить, что за группу отвечает гид (то есть - вы). Здесь важно не злоупотреблять менторским и диктаторским стилями! Старайтесь делать все интеллигентно. Иногда стоит ограничиться шутливым замечанием: «Договоримся, что опаздывать можно, но тогда тот, кто опоздал, угощает шампанским всю группу».
- Умение быстро реагировать. Это качество помогает выработать многолетняя практика. Во время работы с группой может случиться тысяча неприятностей: у туриста украли паспорт, кто-то упал и сломал ногу, вышел из строя автобус и еще многое другое. Если вы растеряетесь и не знать, что делать, группа сразу забудет, как несколько минут назад вы прекрасно рассказывали о стиле «ампир» или об особенностях сакральной архитектуры. Идеальным является уметь предвидеть неприятности, которые могут случиться и предупредить туристов о них. Но никакие курсы не могут научить этому, только опыт.
- Гибкость поведения и психологическая компетентность (т.е. умение оценить потребности группы). Политика «Я так сказал, и так будет!» может вызвать открытый конфликт в группе. К примеру, вы объявили, что свободное время будет через 3 часа, но группа всю ночь стояла в очереди на границе, все уставшие и слушают ваш рассказ 2-3 человека. В таком случае измените свое решение и отпустите людей, - скорее всего это будет только на пользу. Сократите время рассказа и не углубляйтесь в подробности истории дома, если перед вами группа неподготовленная, и единственное, что они хотят - это выпить пива или купить конфеты «Коровка».
- Умение налаживать контакты с людьми. Если вам легче работать с компьютером, потому что он никогда не сделает вам критического замечания, а людей вы боитесь, то вы зря читали всё предыдущее, и гидом вам никогда не быть. Специалист туристического сопровождения должен быть профессиональным психологом и очень быстро налаживать контакт с членами группы, особенно, когда путешествие продолжается несколько дней. Добрый гид-психолог может так сродниться с группой, что, прощаясь с ним, туристы будут плакать и еще много лет присылать ему открытки на все праздники.
Стремление наладить дружеские отношения с членами группу не должны привести к панибратству. Гид должен уметь держать дистанцию и быть авторитетом для группы.
- Общаясь с туристами, нельзя отдавать предпочтение отдельным туристам. Это может вызвать ревность. Всегда легче работать с небольшой группой, тогда можно быстрее найти общий язык с людьми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)