Глава 10. Инструментарий оценивания
Оценка на основе конечных результатов. Тестирование в условиях инклюзии
В инклюзивном обучении во время проведения оценки возникает проблема отбора соответствующего инструментария. В зависимости от целей подбираются разные методы. В практике инклюзивного обучения используют: анализ учебной программы, анализ образцов работ, наблюдения в классе и проведения интервью, тестирование.
Анализ учебной программы заключается в определении объема знаний, которыми должен овладеть ученик. Результаты анализа учитываются для определения учебных, коррекционно- развивающих и воспитательных целей, которые вносятся в индивидуальный учебный план ученика. В наших условиях такой анализ проводится в учебных программах общеобразовательной массовой и общеобразовательной специальной школы. Структура обоих типов программ почти одинакова. В тексте программ указываются компоненты содержания образования, распределенных по годам обучения, по разделам или темам; указываются учебные достижения учеников, охватывающие знания, предметные, учебные и познавательные умения, должны быть сформированы у учащихся при изучении конкретной темы. Самое главное, программы общеобразовательной и специальной общеобразовательной школы похожи не только структурированием, но и учебным содержанием предмета, они имеют общую конечную цель - обеспечение школьников полноценными знаниями и умениями в соответствии с Государственным образовательным стандартом (кроме вспомогательной школы для детей с умственной отсталостью). Однако, в учебных программах для детей с нарушением интеллектуального развития, с тяжелыми нарушениями речи, с сенсорными нарушениями (нарушение слуха), со сложными дефектами (например, ДЦП и задержка психического развития), задается минимальный объем материала, который обеспечивает преемственность знаний в изучении предмета (отрасли). При этом изъятая часть материала не является обязательной для изучения и не нарушает логику дисциплины. Предполагается преемственность в овладении знаниями, умениями, навыками в течение изучения всего курса. Учебные достижения (уровень знаний, умений и навыков, которыми ученики должны овладеть в процессе изучения программного материала), упрощенные и ориентированные на особенности мыслительной деятельности учащихся с пониженным интеллектом как первичного, так и вторичного генеза; характеризуются постепенным усложнением; имеют выразительную практическую направленность. Кроме того, в учебных программах специальной школы помещены коррекционно- развивающие задачи, конкретизируются направлениями коррекционно- развивающей работы, которую следует осуществлять на материале изучаемой и которая охватывает процессы познавательной деятельности (восприятие, память, мышление), речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. При этом имеет место органическое сочетание коррекционно- развивающей содержательной линии с содержательно-методическими линиями учебного материала.
Таким образом, учитель путем анализа обоих типов учебных программ, выбирает ту, на основе которой будет разрабатываться индивидуальный учебный план.
Анализ образцов работы заключается в анализе результатов учебной деятельности: письма, счета, чтения и тому подобное. Образцы работы могут предоставлять дополнительную информацию о сформированности предметных, обще предметных, познавательных действий. Интересной может быть информация об особенностях познавательных процессов ученика.
Например, ученик не придерживается линейки во время письма, может начинать писать в тетради где угодно; читать с середины страницы, в сложных случаях наблюдается зеркальность во время письма, путаница в написании букв: б-р, т- ш, с-е. Это наталкивает на мысль о недостаточности зрительного восприятия и нарушения зрительно-моторной координации.
У детей с нарушением функции письма (дисграфии) письменные работы будут с многочисленными исправлениями и ошибками; в словах встречаться пропущенные или заменены буквы, в предложениях - слова; написаны буквы коряво. У детей могут быть проблемы с чтением. Один ребенок читает медленно, запинаясь на каждом слове, при этом слова читает правильно, другой - читает быстро, но меняет окончания, пропускает слова и целые предложения. А еще у другого ребенка темп чтения и качество произнесения слов приемлемы, однако он не понимает прочитанного, поэтому не может запомнить и пересказать их. Такое положение возникает вследствие нарушения речи (дислексии). У некоторых школьников проблемы с математикой могут быть связаны с невнимательностью. Ученик правильно решает сложную задачу, а ответ записывает неправильно. Из-за невнимательности путает метры с килограммами, где нужно отнимать - добавляет, где умножать делит. Могут быть случаи, когда ребенок не в состоянии выполнять действия с числами. При анализе образцов работы важно дифференцировать специфические ошибки, связанные с особенностями развития психических процессов, и трудности в освоении и применении правил грамматики, математических умений и навыков, вследствие других факторов, например, общему снижению интеллектуального развития, недостаточной мотивации к обучению, низкой продуктивностью деятельности и тому подобное. Может быть так, что в обучении ребенка применяются неэффективные методики, недостаточно адаптированные учебные пособия. Поэтому результаты анализа образцов работ должны служить отправной точкой для дальнейшего изучения и оценки учебной деятельности ребенка.
Наблюдения и интервью Наблюдения и интервью направлены на изучение особенностей деятельности ребенка на уроке во время выполнения различного рода задач. Наблюдением можно выяснить продолжительность выполнения учеником той или иной задачи и очертить факторы, приводящие к низкому темпу работы, определить уровень активности ребенка в течение урока. Например, низкая производительность в одних детей может быть следствием расторможенности, низкой внимания и слабой самоорганизации. Так, в начала урока ребенок внимательно слушает учителя, отвечает на поставленные вопросы, а потом становится невнимательным, теряет интерес к тому, что происходит в классе - начинает заниматься посторонними делами: рисует в тетрадке, лезет под парту, отвлекает соседей, может вставать и ходить по комнате. Еще у других детей может наблюдаться чрезмерно сниженный темп выполнения задач на протяжении всего урока. Бывает, что работоспособность резко снижается без видимых причин. Так, на предыдущем уроке ребенок хорошо себя вел, справлялась со сложными задачами, а уже на следующем - поведение неадекватное, отсутствуют элементарные знания. Привлекая ребенка к выполнению того или иного учебного задания, важно фиксировать, когда он справится лучше всего - это сложное и новое задание или повторение уже пройденного и известного. Важно зафиксировать время, когда, внимание ученика уходит, отследить задачи, которые помогают сконцентрироваться, например, предложить простую задачу, наконец - дать простое, с которым даже уставший ребенок может легко справиться; или наоборот: интересная и сложная задача может мобилизовать силы ребенка.
Важные данные наблюдения о поведении школьника с особыми образовательными потребностями во время проверки знаний. Вследствие особенностей эмоциональной сферы у детей может наблюдаться боязливость, замедленность, нерешительность. Рядом с доской они теряются, отвечают тихо и непонятно, на уроках редко поднимают руку даже тогда, когда знают правильный ответ, постоянно нуждаются в поддержке и помощи учителя. У старших школьников может наблюдаться чрезмерно заниженная самооценка. Даже хорошо усвоив учебный материал, они не способны работать самостоятельно, поскольку убеждены в том, что ни на что не способны, что они «идиоты» и «не могут решать математические задачи», «не могут грамотно писать», «не способны писать сочинения» и тому подобное. В таких случаях в первую очередь задача учителя состоит в формировании позитивного само восприятия, а уже потом в организации дидактического обеспечения преподавания предмета.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)