Видеофильм «Маленькие ступеньки»
Видеофильм «Маленькие ступеньки» является дополнением к печатным материалам и может добавляться к ним. Фильм подготовлен Мойра Питерс и Робин Трелоар и снят Джеффом Бетли в 1985 году. Его можно заказать в Центре специальной педагогики университета Маккуори:
Часть 1: Вступление.
Важнейшую роль в обучении маленьких детей играют их собственные родители. С помощью программы, разработанной в университете Маккуори, родители детей, которые имеют отставание в развитии, могут научиться проводить занятия в домашних условиях. В первой части видеофильма рассказано о роли родителей в реализации программы раннего вмешательства и ее значении. Кроме того, проиллюстрирована программа Маккуори, которая легла в основу «Маленьких ступенек».
Часть 2: Дети учатся - родители учат.
В этой части видеофильма в общих чертах представлен весь диапазон деятельности, предусмотренный программой (общая моторика, тонкая моторика, разговорная речь, самообслуживание, социальные навыки и игра). Родители выражают свои суждения и отношение к программе, рассказывают о практическом опыте пользования им, о том влиянии, которое учебная работа осуществляла на семью, и ту пользу, которую программа приносила детям.
Часть 3: Циклы развития.
Нормальное развитие ребенка можно представить в виде серий ступенек циклов. Преодолеть эти ступеньки будет легче, если каждую из них разбить на маленькие промежуточные ступени. В начале этой части специалист по лечебной физкультуре Дайана Ютер показывает, на какие именно маленькие ступеньки можно разбить процесс усвоения навыков общей моторики. Мы можем видеть эти этапы развития ребенка от первых попыток держать голову через умение сидеть и ползать к умению стоять и ходить. Далее Дайана объясняет, как учить ребенка тянуться к предмету и хватать его.
Часть 4: Оценка и планирование его проведения.
Тестирование - это соотношение возможностей ребенка со степенями нормального развития. В ходе тестирования выявляются сильные и слабые стороны малыша. Даются советы по планированию проведения подобных оценок таким образом, чтобы на основе их результатов можно было четко представить себе, чем именно необходимо заниматься.
Часть 5: Поиск правильных шагов.
В этой части рассказывается о планировании занятий. Теперь, когда вы знаете о том, что ваш малыш умеет, а что нет, вам надо поставить перед ним определенные задачи, то есть составить план, который бы подходил исключительно вашему ребенку.
Часть 6: Как учить – 1.
В этой части представлены общие для всех занятий средства. Вы увидите, как привлекать внимание ребенка; как объяснить ему задачи; когда и как демонстрировать необходимые действия; как можно побудить малыша выполнить вашу просьбу; как дать ему время на подготовку; как ждать его реакцию.
Часть 7: Как учить – 2.
В этой части речь идет о том, что делать после того, как ваш ребенок попытается выполнить новое действие: как побудить ее повторить это еще раз, как дать ему что-нибудь в награду или угостить чем-то, как исправить ошибки и бороться с невнимательностью.
Часть 8: Игра, закрепление и развитие навыков.
В этой части вы увидите, как можно побудить ребенка применять только приобретенные навыки на практике, как организовывать такие игры, которые стали бы естественной средой для усвоения и отработки новых навыков. Материал этой части поможет родителям понять важность игровых занятий.
Часть 9: Игры на соответствие.
Игра, построенная на поисках соответствий, предлагает нестандартный и эффективный путь для усвоения языковых концепций. Ребенок учится путем отыскания похожих объектов и рисунков со следующим их отбором и называнием в четкой последовательности.
Часть 10: Вещание – 1.
Эта часть видеофильма рассказывает о необходимости ребенка в общении. Здесь показано, как поощряют и поддерживают развитие речи у младенцев и детей младшего возраста, которые еще не умеют говорить.
Часть 11: Вещание – 2.
В этой части иллюстрируется то, как просто и эффективно можно развить речь от первых отдельных слов и учить ребенка в процессе игры в виде рутинных ежедневных упражнений. Видеофильм заканчивается обобщением и заключительным обращением к родителям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)