Словарь терминов
В этом разделе мы приводим словарь терминов, встречающихся в «Маленьких ступеньках». Эти термины могут быть незнакомыми для вас или использоваться в непривычном для вас смысле.
Область развития - существует пять основных областей, согласно которым ребенок развивается в процессе взросления. К ним относятся навыки тонкой моторики, коммуникации, восприятия речи, самообслуживания, социальные навыки и навыки общей моторики. Ниже представлены более подробные разъяснения этих терминов.
- - в общем смысле этот термин означает «тестирование». В методике «Маленькие ступеньки» мы используем это понятие для того, чтобы четко определить, что именно может делать ребенок. Оценка происходит в процессе отработки нового навыка и кроме проверки его усвоения позволяет определить, готов ли ваш ребенок учиться дальше.
Хронологический возраст - это настоящий возраст ребенка. То есть общее количество лет и месяцев, прошедших с момента его рождения.
Коммуникация (общение) - способность ребенка сообщать окружению о своих желаниях, потребностях, чувствах с помощью жестов, звуков, слов, предложений и, кроме того, умение реагировать на обращения другого человека.
- - это идея или представление. К концептуальным (когнитивным) навыкам относятся те, которые требуют формирования представлений и соответствующих действий, основанных на этих представлениях.
Возраст, который соответствует степени развития - это возраст, который определяется степенью развития ребенка. Он не должен отвечать хронологическому возрасту, а высчитывается с помощью специально разработанного теста путем сопоставления навыков ребенка с тем возрастом, в котором этот навык обычно формируется у среднестатистического ребенка.
Шаг в развитии - это навык, которым до определенного возраста овладевает подавляющее большинство детей. Термин «шаг в развитии» используется тогда, когда необходимо отметить, что ребенок достиг определенного уровня развития.
Раннее вмешательство - это процесс помощи детям с нарушениями развития или детям, имеющим склонность к задержке развития. Целью этого процесса является максимальное раскрытие их потенциала путем своевременного формирования у них соответствующих навыков.
Навыки тонкой моторики. Тонкая моторика - это подвижная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно рук и глаз. К навыкам тонкой моторики относятся: способность тянуться к удаленному предмету, хватать его, класть или ставить; способность рисовать, листать страницы и т.д. К этой же области развития относятся и концептуальные навыки, такие, как:
- понимание того, что предмет, который сейчас находится вне поля зрения, все же реально существует (неизменность существования предмета);
- решение несложных практических задач;
- способность подбирать предметы или рисунки по образцу, сортировать их;
- навыки, которые готовят ребенка к изучению школьной программы.
- - это те цели, который ставятся перед ребенком, рассчитывая на то, что он достигнет их через небольшой промежуток времени. Задачи определяются как те навыки, которые малыш будет усваивать в течение определенного отрезка времени. Задача формулируется так, чтобы по одной лишь формулировке мы могли узнать, что сможет делать ребенок после овладения данным навыком.
Навыки общей моторики. Общая моторика - это подвижная деятельность, которая определяется работой крупных мышц тела. К этой области относятся все навыки, позволяющие ребенку держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить, держать равновесие, ползать и прочее.
Координация движений рук и глаз - это способность ребенка получать предметы, которые находятся в поле зрения, и манипулировать ими.
Коэффициент интеллекта - определяется на основе специально разработанных тестов путем определения возраста, который соответствует степени развития ребенка, и его соотношения с хронологическим возрастом. Средний коэффициент интеллекта равен 100. Если коэффициент интеллекта превышает 100 баллов, то возраст, который соответствует развитию ребенка, является больше хронологического. Если же коэффициент интеллекта меньше 100, тогда считается, что возраст, который соответствует развитию ребенка, меньше реального хронологического возраста.
Неизменность существования предмета - это представление о том, что предметы и люди продолжают существовать, даже если их нет в поле нашего зрения.
- - этот термин используется в тех случаях, когда имеются в виду глобальные, а не быстродостижимые цели, в отличие от задач, которые решаются относительно быстро.
Самообслуживание и социальные навыки - к этой области развития относятся навыки самостоятельно принимать пищу и пить, пользоваться туалетом, одеваться, умываться, а также умение взаимодействовать с окружающими и играть как в одиночку, так и в группе.
Навыки, которые готовят ребенка к изучению школьной программы - здесь речь идет о чтении, операции с числами и усвоении таких абстрактных понятий, как цвет, размер, форма. В «Маленьких ступеньках» эти навыки представлены в разделе «Тонкая моторика».
- - этот термин используется, когда речь идет о способах общения с детьми, которые еще не умеют говорить. В таких случаях используются не слова, а жесты и звуки. Термин «довербальный» предусматривает, что речевая стадия еще впереди. Однако навыки довербального общения играют значительную роль для ребенка, который и в будущем будет общаться знаками.
- . Этим термином обозначается и организация, и подбор специально разработанных материалов, способствующих достижению определенных целей (как в случае с программой университета Маккуори), и индивидуально подобранный для ребенка перечень задач.
Восприятие речи - к этой области развития относится способность ребенка реагировать на речь других людей и понимать ее.
Стимуляция повторного воздействия - это те действия или слова взрослого человека, которые побуждают ребенка еще раз сделать то, что он только что смог сделать.
- - этот термин используется в «Маленьких ступеньках» в разделе «Общая моторика» для обозначения такого поворота тела, когда плечо ребенка движется в направлении противоположного бедра. Роль ротации особенно заметна, когда мы говорим о соблюдении равновесия.
- - это набор тесно связанных между собой навыков и умений, расположенных в такой последовательности, по которой они обычно усваиваются в природных условиях - так, чтобы каждый следующий навык основывался на предыдущем по принципу лестницы. Каждая область развития в «Маленьких ступеньках» разбита на циклы. Обычно дети работают над двумя и более циклами из каждой области развития одновременно.
- - в таких словосочетаниях, как «словесное указание» это означает «указание на то, что было произнесено». Если это слово относится к периоду речевого общения, речь может идти о периоде, когда ребенок уже умеет говорить, то есть обращаться к другим с помощью слов и / или фраз. Если это слово относится к навыкам, тогда речь идет о навыках общения, в которых используются слова или фразы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)