Комментарии родителей
Ниже представлены некоторые комментарии родителей по поводу своих впечатлений об участии в программе раннего вмешательства:
- То, что Дэвид был привлечен к программе ранней стимуляции в университете Маккуори, принесло положительные плоды как для него самого, так и для всей семьи. Эта программа научила меня как, когда и чему именно его учить. Я чувствовала, что эти знания являются новыми для меня, несмотря на то, что у меня уже было двое детей. Это также позволило мне найти общий язык со своими друзьями. Наблюдая за нами, они больше узнали о детях с особыми потребностями.
Мне не пришлось менять свое расписание ради занятий с Дэвидом. Стиль нашей жизни остался таким же. Время, посвященное Дэвиду, сделало меня более терпеливой и понимающей. Я чувствую вознаграждение, когда он самостоятельно достигает чего-то. А все это стоит тех усилий, что мы тратим на помощь ему.
Когда Дэвид родился, я чувствовала себя полностью опустошенной только потому, что у меня не было опыта работы с детьми с отставанием в развитии. Теперь, увидев, чего они могут достичь благодаря постоянной работе, я считаю, что будущее Дэвида будет лучшим, чем я могла себе представить изначально.
- Когда вы начинаете заниматься с собственным ребенком, который имеет нарушение в развитии, то эти занятия принесут пользу вам обоим, и вы будете четко видеть возможности вашего ребенка и его будущее. Родители начинают иначе смотреть на мир - это укрепляет семью и положительно влияет на ее социальную жизнь. Следующий совет очень легко запомнить: воспринимайте все новые ситуации, связанные с вашим ребенком, положительно и предусмотрительно.
Значительное вознаграждение, которое вы получаете в результате постоянных занятий с ребенком по этой программе, безусловно, превышает те незначительные радости, от которых вам приходится отказываться. Ребенку с отставанием в развитии сложнее выполнять определенные вещи, которые легко даются нормальным детям. Но когда он овладевает чем-то, то выражение лица - чувство удовлетворения от достигнутого и независимость, делает такой момент еще важнее и полным смысла.
Привлечение к программе раннего вмешательства полностью изменило мое отношение к собственному «неполноценному» ребенку. Сейчас я чувствую, что однажды моя дочь станет независимой, и я уверена, что без этого она не сможет быть полностью счастливой. Я возлагаю на нее очень высокие ожидания, поскольку, если я не буду этого делать, я всегда найду оправдание для ее медленного развития, а значит, позволю ей быть инертной, а не добиваться максимального развития своего потенциала. Возможно, в конце концов, я и останусь разочарованной, но на самом деле моя дочь уже сейчас опередила мои ожидания относительно того, чему она сможет научиться в ее возрасте.
О чем говорят циклы?
Каждый раздел книги включает в себя один из циклов. Во вступительной части подаются некоторые общие разъяснения, которые обязательно следует прочитать, если к данному циклу вы обращаетесь впервые, например для того, чтобы оценить один из навыков и начать его развивать. Вы также узнаете о том, какое значение имеет данный цикл, и возможно получите информацию о подходах к обучению или материалы, которые могут вам понадобиться.
Здесь также приводится перечень всех навыков данного цикла. Он поможет вам понять, каким образом определенный навык, интересующий вас, связан со всеми другими навыками определенного цикла.
Все навыки одного цикла рассматриваются по очереди, в определенной последовательности - от простого навыка к сложному. Каждый из них имеет свой собственный буквенно-цифровой код из трех частей, например СМ.С.21.
Двумя первыми буквами обозначается область развития, к которой принадлежит определенный навык. В примере это - восприятие речи (СМ). Далее следует буква - код группы; в примере это «Выбор между различными ответами: предмет и рисунок» (С). Цифры соответствуют порядковому номеру, под которым этот навык содержится в соответствующем перечне навыков развития.
Удобство такой системы кодирования вы оцените тогда, когда столкнетесь с перекрестными ссылками. В других случаях эти коды не должны причинять вам хлопот.
Каждый из пунктов содержит все или некоторые из следующих пунктов:
- Значение данного навыка;
- Какое место он занимает среди других навыков;
- Как оценить данный навык (приводится перечень необходимых материалов и описывается способ оценки, характеризуется тот уровень владения навыком, который должен быть достигнут);
- Как учить;
- Как правильно расположиться, что делать и как играть. Этот пункт вы найдете во многих разделах, посвященных первым навыкам общей моторики. В нем говорится о том, как стимулировать моторное развитие ребенка в процессе обычного ухода за ним;
- Время для игры и участие в повседневных занятиях. Этот пункт рассказывает о том, как помочь ребенку овладеть определенными навыками в неформальной обстановке. Вполне возможно, что ваш ребенок сможет многому научиться именно в природных условиях.
- Запоминания и развитие навыков. Информация, представленная в этом пункте, поможет вам сориентироваться в том, что следует делать для того, чтобы ваш ребенок научился применять свои новые навыки на практике и дальше развивать их.
Не каждое задание требует всей этой информации. Многие занятия строятся так, чтобы было невозможно отличить «урок» от обычной игры. Часто дополнительные упражнения для закрепления и развития навыков оказываются ненужными, поскольку эти функции выполняют следующие параграфы того же раздела. Также вы увидите, что некоторые циклы представлены не так, как другие. Например, в книге, посвященной самообслуживанию и социальным навыкам, материал подается таким образом: сначала мы последовательно показываем, как надо оценивать каждый из навыков, а затем одну за другой рассматриваем методики обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)