Избранные вопросы и ответы университета Маккуори и «Маленьких ступенек»
Ниже приведены ответы на некоторые вопросы по программе университета Маккуори и «Маленьких ступенек».
Программа университета Маккуори рассчитана только на детей с синдромом Дауна?
Подавляющее большинство детей, которые были вовлечены в программу, имели синдром Дауна. Это объясняется тем, что для исследовательских целей была необходима группа детей, чье отставание уже имелось на момент рождения и, у которых мы предполагали примерно одинаковый потенциал для обучения.
Но методики и материалы не разрабатывались исключительно для детей с синдромом Дауна. Они также применялись к детям с различными степенями отставания в развитии от - средней к тяжелой. Эти дети развивались почти нормально, но имели специфические участки отставания - например, задержку речи. В таких случаях нашу программу можно было подстраивать под индивидуальные потребности ребенка.
Насколько точно «Маленькие ступеньки» соответствуют программе университета Маккуори?
Учебный план, который есть в «Маленьких ступеньках», полностью идентичен тому, что использовался в программе университета Маккуори за исключением того, что он рассчитан на детей от рождения до четырехлетнего возраста, тогда как университетская программа распространялась на детей до пяти лет включительно. Из практических соображений «Маленькие ступеньки» ограничены четырехлетним возрастом. Материалы для более взрослых детей можно получить дополнительно. Критерии оценки и методики преподавания, представленные в «Маленьких ступеньках», идентичны тем, что использовались в университете Маккуори.
Можно ли использовать «Маленькие ступеньки» вместе с другими программами раннего вмешательства?
Безусловно, можно совмещать учебу ребенка по нескольким различным программам раннего вмешательства, но сначала нужно посоветоваться с вашим участковым врачом и / или воспитателем. Без совета специалиста при использовании различных учебных методик могут возникнуть спорные моменты, которые будут беспокоить и вас и вашего ребенка. Если ваш ребенок посещает группу, которая занимается по методике раннего вмешательства, «Маленькие ступеньки» могут использоваться в качестве источника дополнительных идей, но, безусловно, люди, которые знают вашего ребенка лучше (прежде всего это вы и ваш врач), должны сами решать, какую именно методику применять.
Вы говорите, что благодаря методике раннего вмешательства мой ребенок изучит больше, чем без нее. Но является ли этот положительный эффект долговременным?
Достаточно сложно ответить на этот вопрос, поскольку на сегодняшний день количество лиц, привлеченных к программам раннего вмешательства и уже достигших взрослого возраста, слишком мала.
Вполне понятно, что пятилетние дети, которые занимались по программе раннего вмешательства, имеют значительно большее количество умений и навыков, присущих обычному пятилетнему ребенку, чем дети, с которыми не проводились специальные занятия. Насколько эта разница сохранится у восемнадцатилетних подростков, покажет время.
Расширение возможностей для тех детей, которые занимались по программам раннего вмешательства: в общении, независимости, социальной адаптации, повлияет на всю их дальнейшую жизнь. Кроме того, в связи с этим, сложная проблема возникает перед преподавателями, работающими с более взрослыми детьми, а в дальнейшем перед будущими работодателями - им предстоит обеспечить соблюдение того уровня знаний, который дети получили в детстве. Еще одна проблема стоит перед теми, кто имеет влияние на людей, принимающих решения.
Сколько времени я должен посвящать учебе своего ребенка?
Вы учите своего ребенка дома независимо от того, делаете вы это по программе раннего вмешательства, или нет. Дети занимают наше время - кто-то может сказать, что они занимают все наше время - независимо от того, хотим мы этого или нет. Пока ваш ребенок еще маленький, для обучения нужно совсем мало времени, поскольку вы можете внести учебный элемент в любое занятие с ребенком. Относитесь к этому так, что вы будете тратить не больше своего времени на ребенка, а будете тратить его более сознательно с пониманием того, что именно вы делаете.
Даже если обучение вашего ребенка не требует много дополнительного времени для выполнения поставленных задач, у вас может возникать ощущение, что на самом деле вы тратите очень много времени на это. Этот процесс настолько захватывает вас, что начинает казаться, будто он поглощает все остальное во временном измерении. Поэтому, сказать, что это обучение не занимает много дополнительного времени - это совсем не то же самое, что сказать, что вы даже не заметите разницы в потраченном времени! Разница будет ощущаться в том, как вы будете проводить свое время, и о чем вы в эти моменты будете думать, занимаясь приятными и полезными делами. Тогда как некоторые родители настороженно относятся к стрессу, который иногда присутствует в начале обучения, другие считают вполне приемлемым для своих детей и их самих.
Начинать учить ребенка по программе раннего вмешательства это так же, как начинать любое другое новое дело. На первых этапах это занимает больше времени, пока вы не привыкнете к новой программе и не создадите собственную систему и порядок работы. Если вы решите использовать «Маленькие ступеньки», то перед началом работы вам придется довольно много прочитать, кроме того, какое-то время займет оценивание уровня развития вашего ребенка. Помните, что здесь не надо спешить: вы можете делать все это постепенно. Когда вы уже разработали программу для своего ребенка и начали обучение, количество времени на подготовку и ознакомление с материалом уменьшится.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)