Симптоматическая психодиагностика
Для комплексного подхода характерна так называемая симптоматическая психодиагностика, которая опирается на внешние признаки развития. Ведущими показателями отклонений в умственном развитии за ним есть клиническая симптоматика нарушений центральной нервной системы и достижения текущего развития ребенка (знания, практический опыт). Недостатки комплексного подхода состоят в том, что клинические показатели недостаточного функционирования центральной нервной системы у ребенка не имеют однозначной связи с состоянием его умственного развития. Основные психофизиологические проявления детей, имеющих негрубые нарушения (легкая дебильность или задержка психического развития), преимущественно являются в норме. Ориентация на клиническую симптоматику целесообразна в случаях, когда речь идет о разграничении грубых нарушений (имбецильность, выраженная дебильность), которые могут сопровождаться неврологическими и сенсомоторными расстройствами. Кроме этого из дефектологических исследований известно, что уровень сформированности знаний, умений, навыков детей с нарушениями психофизического развития существенно зависит от социальных условий воспитания, к которым, в частности, относится своевременность установления нарушений в развитии и оказания коррекционной помощи. Неблагоприятные условия жизни (педагогическая запущенность, отсутствие адекватной коррекционной помощи) могут негативно сказаться даже на развитии нормального ребенка - обедняют, замедляют его, вызывают отставание по средневозрастным показателям. Для детей с психофизическими недостатками социальные факторы имеют определяющую роль: При благоприятных условиях способствуют преодолению недостатков развития и максимальной реализации потенциальных возможностей; при неблагоприятных - затрудняют его, порождают дополнительные недостатки, определенные Л. С. Выготским как вторичные, третичные и т.д. дефекты. Они искажают истинную картину развития ребенка, приводят к ошибочному толкованию психолого-педагогических проявлений. Негрубо выраженная интеллектуальная недостаточность, которая характерна для задержки психического развития, основными психолого-педагогическими проявлениями может совпадать с похожими состояниями у детей с педагогической запущенностью, общим недоразвитием речи, легкой дебильностью. Поэтому при слабо выраженных отклонениях диагностическое значение проявлений недоразвития становится бедным и многозначным. При таких условиях лекарственная симптоматика и неудовлетворительный уровень знаний становятся малоинформативными, а производительность диагностического обследования, оценка его результатов полностью зависит от опыта членов психолого-медико-педагогических консультаций и осуществляется на субъективно-интуитивном уровне. Это обусловило пересмотр приобретенного опыта психодиагностики и стало толчком к поиску новых методов диагностирования для удовлетворения потребностей дифференциальной диагностики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)